Андрей Николаевич Туполев - советский авиаконструктор и ученый, один
из основателей отечественного самолетостроения.
Двадцатилетним юношей он поступил в Московское высшее техническое
училище (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана), а закончил его... через 10 лет.
Прекрасный студент, активный член кружка любителей воздухоплавания,
душой которого являлся замечательный русский ученый Н. Е. Жуковский, А.
Н. Туполев был исключен из училища на неопределенный срок. Причина -
участие в рабочих сходках, распространение листовок большевистской
партии. Лишь в 1914 г. он возвращается в МВТУ, с головой уходит в науку
и технику, становится соратником Н. Е. Жуковского. При поддержке В. И.
Ленина Н. Е. Жуковский и А. Н. Туполев основали в 1918 г. ЦАГИ
(Центральный аэрогидродинамический институт). Там Туполев создал и
возглавил конструкторское бюро (КБ), в котором разрабатывались
впоследствии все его самолеты.
Опыты, проводимые в ЦАГИ, показали, что только внедрение легких
металлов в самолетостроение даст возможность строить тяжелые самолеты,
представляющие основу авиационной мощи. В 1922-1924 гг. Туполев
руководил работами по использованию дуралюмина при строительстве
самолетов, а в 1924-1925 гг. создал первые советские цельнометаллические
самолеты - АНТ-2 и АНТ-3.
На самолетах Туполева выполнены уникальные перелеты: спасение на АНТ-4
экипажа затертого льдами в Беринговом проливе парохода "Челюскин"
(1934); беспосадочные перелеты на АНТ-25 в США через Северный полюс
экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова (1937); высадка научной
экспедиции "Северный полюс" во главе с И. Д. Папаниным (1937) и др.
Благодаря энтузиазму и подлинно научному подходу, дальновидности и
зрелости конструкторской мысли Туполеву удалось выдвинуть и осуществить
такие идеи, которые определили развитие многомоторных бомбардировщиков
на десятилетия вперед. Монопланная схема, установка двигателей на крыле,
размещение баков для горючего внутри крыла стали неотъемлемыми чертами
самолетов этого класса. Самолеты-бомбардиров
щики, торпедоносцы, разведчики конструкции Туполева успешно сражались
на фронтах Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы под руководством А. Н. Туполева был создан целый ряд
военных и гражданских самолетов: реактивный бомбардировщик Ту-12 (1947),
первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954), первый
турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957),
Ту-124, Ту-134, Ту-154. Он создал и сверхзвуковые самолеты, в том числе
пассажирский самолет Ту-144. Всего под руководством Туполева было
создано более 100 типов самолетов.
А. Н. Туполев был разносторонне образованным человеком, хорошо знал
литературу, живопись, театр, архитектуру.
Родина высоко оценила труд этого выдающегося человека. Академик,
генерал-полковник, он был депутатом Верховного Совета СССР, трижды
Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственных
премий, награжден многими орденами и медалями нашей страны.
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ИЛЬЮШИН (1894-1977)
Сергей Владимирович Ильюшин - выдающийся советский
авиаконструктор, генерал-полковник, академик, трижды Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.
Сын вологодского крестьянина-бедняка, он рано начал свой трудовой путь:
был рабочим-строителем, чернорабочим на аэродроме - занимался расчисткой
и выравниванием летного поля. Тогда и произошло его первое знакомство с
авиацией. Уже тогда его характерными чертами были исключительная
энергия, стремление к знаниям. Он самостоятельно изучил математику,
физику, химию, что помогло ему после призыва в армию стать
авиамехаником.
Но С. В. Ильюшин мечтал летать. В 1917 г. он успешно сдал экзамен на
звание пилота. Началась гражданская война, и Ильюшин едет на фронт.
Авиамеханик, военком, начальник авиаремонтного поезда - таков его путь в
Красной Армии.
Когда война закончилась, его направляют на учебу в Московский институт
инженеров Красного воздушного флота (впоследствии Военно-воздушная
инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Ильюшин не только успешно
учился, но и строил учебные планеры. В 1926 г. он окончил академию. В
1931 г. С. В. Ильюшинсоздал и возглавил одно
из конструкторских бюро (КБ).
В 1933 г. коллектив КБ Ильюшина начал разрабатывать двухмоторный
самолет, на котором летчик-испытатель В. К. Коккинаки устанавливает ряд
рекордов высоты с различными грузами. В 1938-1939 гг. на самолетах
Ильюшина совершены беспосадочные перелеты Москва - Владивосток, Москва -
Северная Америка.
Самолеты Ильюшина прославились в годы Великой Отечественной войны. Уже в
самом начале войны, в ночь на 8 августа 1941 г. группа дальних
бомбардировщиков Ил-4, пролетев сотни километров над территорией,
оккупированной врагом, в глубоком его тылу совершила налеты на военные
объекты Берлина. Штурмовик Ил-2 наши солдаты называли "летающим танком",
а фашисты - "черной смертью". Вот как отозвался об этой машине
летчик-космонавт Г. Т. Береговой, воевавший на штурмовике: "В Ил-2, как
самолете поля боя, конструктивно очень удачно найдено сочетание
скорости, маневра, брони и огня. Его удары по врагу были неожиданными и
сокрушительными".
В 1944 г. коллектив конструкторского бюро Ильюшина приступает к созданию
принципиально новой авиационной техники - реактивной. Большой вклад
внесли Ильюшин и возглавляемый им коллектив в развитие гражданской
авиации. Самолеты Ил-12, производство которого началось на следующий год
после окончания войны, и Ил-14 позволили резко увеличить пассажирские
перевозки.
В июле 1957 г. совершил свой первый рейс пассажирский самолет Ил-18 -
надежная машина легкой конструкции, для создания которой необходимо было
решить ряд сложных проблем. А в современном межконтинентальном лайнере
Ил-62 воплощены лучшие технические достижения нашей и мировой
современной авиационной промышленности.