Многие из вас, конечно, видели катамаран - судно, составленное из
двух узких и длинных корпусов, соединенных поперечными балками или
сплошным мостом. Любопытно, что само название "катамаран" не что иное,
как исторический парадокс. "Куттумарам" на языке тамилов (одной из
народностей, населяющей юг Индостана) означает "связанные бревна", т. е.
плот (рис. 5, а), а вовсе не двухкорпусное судно или пирога с
балансиром, чем является катамаран на самом деле. Впрочем, история знает
немало подобных ошибок, однако для нас важнее другое - именно благодаря
таким судам древние жители Полинезии сумели освоить Тихий океан и
расселиться на островах Океании. В каждом месте островитяне строили эти
устойчивые на волне пироги (рис. 5, б-г) по-разному, но привычному глазу
различить их былотак же легко, как, скажем,
вам отличить "Ниву" от "Жигулей".
Вот, например, один из наиболее известных катамаранов Микронезии -
летучее проа с Ландронских островов.
Имея в длину 30 м и более, с ткаными, наподобие циновок, парусами, это
судно, широко применявшееся в качестве почтового, развивало при попутном
ветре скорость до 20 узлов (около 37 км/ч) и буквально летело над
волнами, обгоняя даже почтовые пакетботы (так в старину называли
почтовые паровые суда).
Интересно, что главный корпус проа имел асимметричные обводы, а его
наиболее выпуклый борт был обращен в наветренную сторону. В качестве
аутригера - бревна-противовеса - использовался ствол дерева, имеющего
значительную массу и небольшой запас плавучести. Летучие проа всегда
ходили, имея аутригер с наветренной стороны, поскольку, окажись он с
подветра, даже легкого порыва будет достаточно, чтобы бревно-поплавок
погрузилось в воду, а судно опрокинулось. Управление проа было сложным,
требовало навыка и большого экипажа, который, перемещаясь по поперечным
балкам аутригера, откре-нивал судно так, чтобы поплавок летал над водой
совсем близко от ее поверхности (отсюда и пошло название "летучее
проа").
Отличные Мореходные качества летучих проа в последнее время вновь
привлекли внимание судостроителей. Построено несколько спортивных
высокоскоростных парусников этиго типа, в том числе и на подводных
крыльях. Однако многие считают, что проа на подводных крыльях
представляют интерес не только как спортивные суда. Есть
Рис. 5. От плота до круизного судна: а - "куттумарам"
тамилов; 6, в, г - полинезийские катамараны; д - перспективное круизное
судно типа проа.
предложения использовать их в качестве быстроходных круизных судов на
непродолжительных рейсах в районах с устойчивыми ветрами (рис. 5, д).
Такие суда могли бы стать отличным местом для отдыха и, как знать, может
быть именно вам доведется в будущем не только плавать на них, но и
строить, в который раз подтверждая поговорку о том, что все новое - это
хорошо забытое старое.