Ну, а пока попробуем сделать модель летучего проа, используя для
этого кусок сосновой коры. Внешний вид модели и последовательность
изготовления ее основной части - корпуса показана на рисунках 6-7.
Лодки-пироги типа проа отличались большой длиной при небольшой ширине, в
связи с чем кусок коры для изготовления корпуса модели в масштабе
примерно 1:100 должен быть достаточно длинным, около 300 мм, но не очень
толстым - примерно 20...30 мм.
Вырежьте из куска коры 1 прямоугольную
заготовку 2, разметьте ее, обозначив корпус, после чего обработайте
ножом и шлифовальной шкуркой до получения необходимых обводов 3. В связи
с тем что корпус у проа с одного борта практически плоский, изготовить
его проще, чем симметричные корпуса других судомоделей. Хороший эффект
при обработке не только коры, но и древесины вообще получается при
использовании шлифовальной колодки - бруска с наклеенной на него
шлифовальной шкуркой. Специфическим приемом обработки коры является
трение ее об асфальт, что не хуже шлифовальной шкурки и любого
напильника сглаживает все неровности.
Обработанный снаружи корпус нужно выдолбить изнутри. Поскольку он очень
узкий, использовать для этого лучше всего самодельную стамеску либо
заточенное и привязанное к деревянной ручке ученическое перо 8.
Долбление можно заменить выжиганием, как это делали древние
судостроители. Вот только вместо раскаленных камней, которыми они
пользовались, можно взять электровыжигатель 4. Проводить эту операцию
надо на открытом воздухе или в условиях хорошей вентиляции. Выжигание
предпочтительнее долбления прежде всего потому, что позволяет в
наибольшей степени воспроизвести на модели характерные для ее прототипа
следы изготовления.
Мачту длиной 160 мм и два рея 260 и 250 мм, так же как и балки крепления
5 противовеса-аутригера по 105 мм каждая, сделайте из реек. Прежде чем
установить их на место и связать, пропитайте их морилкой для дерева или
крепким раствором перманганата калия (марганцовки) и покройте несколько
раз лаком. Точно так же поступите с корпусом модели и
противовесом-аутригером 6, который также делается из сосновой коры.
Соединив все эти детали при помощи ниток и клея, еще раз покройте всю
конструкцию лаком или клеем БФ-2 и отложите на время - пусть как следует
высохнет. Тем временем займитесь парусом. Сделать его можно из бумаги,
предварительно разрисовав ее черной тушью или наклеив вырезанные из
цветной бумаги зубчатые узоры. Однако гораздо интереснее использовать
для этих целей засушенные листья, которые следует хорошенько разгладить
под прессом. Это могут быть, например, листья кукурузы. После обработки
они легко режутся на ровные полосы и склеиваются. Если их нет под
руками, не
Рис. 6. Проекции модели судна "летучее проа" из
Микронезии: а - вид спереди; б - вид сбоку; в - вид сверху.
Рис. 7. Технология изготовления модели летучего
проа: 1 - кора сосны; 2 - заготовка; 3 - обработка корпуса; 4 -
выжигание корпуса; 5 - балки крепления противовеса аутригера; 6 -
противовес-аутригер; 7 - декоративное на вершине мачты; 8 - стамески из
ученических перьев.
отчаивайтесь. Даже грубые, толстые листья домашнего фикуса, если их
достаточно долго сушить под прессом, переложив старыми газетами,
приобретают красивый цвет и становятся тонкими, как бумага.
Итак, парус - трапециевидный или треугольный - вырежьте из нескольких
склеенных друг с другом полосок сушеного листа, раскрасьте бело-черными
зубцами и, обязательно покрыв лаком, пришейте нитками к реям.
Остается .украсить модель яркими флажками, вымпелами из кусочков тонкой
материи, полосок цветной бумаги или связанных пучками ниток 7, а также
натянуть такелаж из ниток коричневого цвета, имитирующих канаты из луба.
Аккуратно выполненная модель смотрится очень эффектно," отлично держится
на воде и ходит под ветром.