Каких только парусников не знает история мирового судостроения! Один
из них - африканское средневековое судно мтепи (рис. 13). Корпус его,
выполненный из древесины пальмы, отчасти напоминает арабские доу - так
европейцы называли арабские суда, имевшие своеобразные очертания корпуса
и парусов,- но отличался прямыми парусами из тростника. На палубе была
установлена хижина и шалаш. Несмотря на кажущуюся примитивность, мтепи
управлялось при помощи кормового руля и отличалось неплохой
маневренностью и грузоподъемностью.
Какой материал выбрать в качестве исходного при изготовлении модели
этого судна? В принципе можно было бы взять бумагу, картон или
пенопласт, ведь технология их обработки проще, чем из древесины или
пластмассы, но передать форму старинного парусного судна, имеющего
рельефную дощатую обшивку и палубу с большой седловатостью и прогибом,
очень сложно. Сделать корпус такой модели наборным, со шпангоутами и
обшивкой из гнутых реек для тех из вас, кто только начинает
моделировать, практически невозможно, как, впрочем, и имитировать
обшивку на цельно-долбленом корпусе из деревянного бруска.
Можно было бы, конечно, попытаться воспользоваться методом наслоения на
детали корпуса вырезанных из фанеры или тонких дощечек. Это несколько
упрощает дело, но требует качественных, хорошо просушенных материалов и
большого труда по выпиливанию, склеиванию | и подгонке всех его
многочисленных 1 элементов. Кроме того, понадобится и
окончательная обработка и отделка получившейся заготовки.
Что же касается технологии выклейки корпусов из стеклопластиков, то для
изготовления она достаточно трудоемка, требует применения
токсичных эпоксидных клеев, поэтому не используется для моделей
старинных парусных судов.
А что если вылепить корпус модели из пластилина? Без всяких "болванок" и
негативных матричных ; форм можно придать обводам такой ; модели самые
прихотливые очертания, а при помощи металлической ; линейки или полоски
жести отпечатать все до единой дощечки. Но, к сожалению, пластилин
обладает малой механической стойкостью, что делает его
неприемлемым для изготовления модели.
Но вот в последнее время был создан материал, который сочетает в себе
мягкость, прочность и не требует такого высокотемпературного
обжига, как глина. Это так называемая пластика, недавно появившаяся
на полках магазинов школьных принадлежностей. Использование ее
позволяет сделать моделирование старинных деревянных судов доступ-' ным
практически для каждого любителя мастерить судомодели.
Рис. 13. Модель африканского парусника мтепи
(развертка корпуса и деталировка): 1 - развертка; 2 - руль; 3 - килевая
балка; 4 - носовой штевень; 5 - парус из соломы; 6 - хижина.
Перед работой пластику необходимо размягчать, для чего твердую массу
согреть в ладонях небольшими кусочками. Увеличить мягкость можно
добавлением масла (веретенного, растительного), уменьшить - добавлением
талька, гипса, каолина, зубного порошка. Изделие из пластики в отличие
от вылепленного из пластилина можно отвердить, т. е. придать ему
довольно высокую прочность. При лепке высоких и тонких предметов
необходимо пользоваться деревянным или проволочным каркасом,
предупреждающим деформацию модели при отверждении.
Мелкие изделия отверждают, положив их в холодную воду и доведя ее на
медленном огне до кипения; массивные, объемные - на фольге в духовом
шкафу плиты. Дверцу шкафа лучше оставлять приоткрытой, температура в нем
должна быть 80...100 °С. Через 5...20 мин (в зависимости от размера)
изделие будет готово. Готовому изделию надо дать остыть.
Отвердевшие модели можно мыть, резать, пилить, сверлить, красить любыми
красками, лакировать (например, лаком для ногтей).