А теперь попробуем сделать из-пластика модели мтепи.
Сначала размятый в руках кусок пластики раскатайте скалкой или бутылкой
в лист толщиной 3 мм (рис. 14, 1). Затем, нанеся на выкройку корпуса 1
парусника сетку,увеличьте ее так, чтобы
максимальная длина модели составляла примерно 160...200 мм, и перенесите
изображение на плотную бумагу. Из этой бумаги вырежьте шаблон для работы
с пластикой. По этому шаблону (рис. 14, 2) сделайте развертку корпуса из
пластики. На этой развертке при помощи металлической линейки,
поставленной на ребро, проштампуйте линии, имитирующие дощатую обшивку,
и прорежьте прямоугольные отверстия под бимсы - поперечные брусья
крепления палубного настила (на развертке они показаны только с одной
стороны). Рельефные полосы, нанесенные на разметку, сохранятся и при
последующей обработке.
Теперь заготовку перегните пополам и соедините концы, стараясь их при
этом как можно прочнее слепить между собой. Получающийся при этом корпус
будет иметь в плане треугольные очертания, словно он сделан из бумаги.
Растягивая и разминая пластику в средней части корпуса, придайте ему
характерную выпуклую форму, стараясь при этом, чтобы линии обшивки были
видны. Поскольку эта работа ведется "на глазок", необходимо быть
особенно внимательным, чтобы не только не стереть отштампованные линии,
но и добиться симметричности обводов корпуса (рис. 14, 3).
Готовый корпус опустите в холодную воду и, используя для этого подвеску
из марли (рис. 14, 4), предохраняющую его от деформации в первые минуты
полимеризации, доведите ее до кипения. "Варить" изделие нужно 10...20
мин (в зависимости от размеров), после отверждения и сушки зачистите его
поверхность шлифовальной шкуркой и надфилями. Из полосок пластики
вырежьте носовой штевень 4, подгоняяего под
готовый корпус, килевую балку 3 и кормовой штевень вместе с рулем 2 (см.
рис. 13). Эти детали приклейте к корпусу, а чтобы они крепче держались,
пришнуруйте их суровыми нитками, продетыми в просверленные в корпусе и
штевнях отверстия диаметром 1 мм.
После этого вставьте бимсы из реек и укрепите поверх них палубу,
сделанную из картона, оклеенного желтой бумагой и разлинованного "под
доски" или окрашенного желтой нитроэмалью (рис. 14, 5). Румпель - рычаг,
за который поворачивают руль, а также флагштоки, сделайте из соломинок.
Флагштоки расщепите и в расщепы вставьте разноцветные флажки из бумаги
или батиста. Мачта и два рея (верхний и нижний) - также из реек,
соломинок или камышинок. При длине модели 160 мм их размеры должны
составлять 150 мм для мачты (от килевой балки до вершины) и 110 мм для
реев.
Для настольной модели (см. рис. 13) парус соберите из соломинок,
связанных в виде циновки 5, а вот для плавающей сделайте его более
легким, используя для этого желтую крепированную бумагу.
Чтобы модель приобрела законченный вид, окрасьте ее. При этом надо иметь
в виду, что нитрокраски, обычно широко используемые в судомоделизме, в
этом случае применять нецелесообразно - в силу особенностей химического
состава пластики на ее поверхности они слишком долго сохнут. Добавление
в нитрокраску зубного порошка или талька сокращает время сушки.
Получается характерная для деревянных судов матовая окраска - ведь их
обдавало соленой водой и обжигало солнце. Кисточкой можно подчеркнуть
фактуру "древесины". Кроме того, матовую поверхность нетрудно сделать
блестящей, покрыв ее любым нитролаком.
Рис. 14. Технология изготовления корпуса модели:
1 - раскатывание листа пластики; 2 - вырезание развертки; 3 -
изготовление корпуса и профилирование обводов; 4 - термообработка сварка
корпуса); 5 - установка бимсов и палубы.
Для мтепи была характерна следующая окраска основных частей: весь
корпус до уровня палубы - светло-коричневым, по линии несколько
выступающих наружу бимсов - узкая черно-белая полоса, средняя часть
борта - черная, борта ближе к носу и корме - красные, руль, а также
верхние части штевней разрисованы черно-белыми узорами.
Пластика - материал тяжелый, и модель с толстой килевой балкой и легкими
надстройками вполне может обойтись и без балласта. Но для того чтобы
повысить ее остойчивость или для устранения крена, можно загрузить уже
готовую модель, предусмотрев для этого отверстие в палубе, которое
закроет хижина (рис. 13), сделанная из бумаги и оклеенная расщепленными
стебельками соломы 6.
Закончив работу с пластикой, протрите руки влажной тряпкой, а затем
вымойте теплой водой с мылом.