Узкий и длинный боевой корабль с выступающим вперед тараном и двумя
большими рулевыми веслами на кормовом помосте - таким предстает перед
нами гребное судно с острова Крит с изображения на старинной вазе. Над
помостом в носовой
части судна крепится украшение в виде оленьих рогов или щупальцев
мифологической Горгоны. Кормовая оконечность выполнена в виде хвоста
дракона. Корабль производил впечатление мифического чудища и должен был
устрашать врагов. Длина критских судов составляла 20...30 м, ширина была
равна примерно 1/6 длины. По преданию, именно из таких кораблей состоял
флот легендарного критского царя Миноса, обложившего данью всю Элладу и
построившего Лабиринт, в котором обитал чудовищный Минотавр, убитый
Тезеем.
Модель этого корабля можно сделать из сосновой коры или отходов
древесины. Внешний вид, теоретический чертеж (обводы корпуса) и
технология изготовления модели показаны на рисунках 15 и 16.
Выдолбленные из цельных древесных стволов корпуса критских кораблей
представляли собой в плане полукруг. Модель корпуса такой формы можно
сделать не только из коры, но и распиленной пополам скалки либо сухой и
достаточно прямой, толстой ветки диаметром 30... 35 мм, длиной около 300
мм.
Увеличив чертеж модели (см. рис. 15) по клеточкам или фотоспособом,
подготовьте заготовку из коры или древесины нужных размеров. Выстругайте
наружные очертания корпуса (см. рис. 16, а, б), затем выдолбите его
изнутри (см. рис. 16, в). При выборе исходного материала надо иметь в
виду, что сосновую кору легче, чем древесину, обрабатывать, а при
отделке достаточно отлакировать, пропитав поверхность нитролаком или
клеем. Но модель получается довольно хрупкая. Из древесины же можно
получить достаточно прочный корпус с тонкими стенками, что в большей
степени будет соответствовать масштабу модели. Ввиду малой толщины
стенок корпуса выбирать древесину стамеской весьма затруднительно, вот
почему можно прибегнуть к выжиганию. Этим же способом нередко
обрабатывали свои корабли и древние судостроители, используя для этих
целей раскаленные камни или прямой огонь.
Рис. 15. Корабль Древнего Крита: 1 - кормовая
оконечность; 2 - стойки-опоры рулевых весел; 3 - стойки-опоры гребных
весел; 4 - теоретический чертеж корпуса; 5 - носовой помост; 6 -
декоративные "рога"; 7 - носовая оконечность; 8 - таран; 9 - банки для
гребцов; to - якорь; 11, 12 - весла и их изготовление.
Рис. 16. Технология изготовления модели
критского судна: а, б - получение заготовки корпуса из коры; в -
обработка корпуса; г - монтаж основных деталей модели; д - готовая
модель.
Если вы решили с помощью электровыжигателя получить корпус с нужными
обводами, то помните, что работать следует в хорошо проветриваемом
помещении или на свежем воздухе.
Внутреннюю, обожженную поверхность не надо выскабливать и обрабатывать
шлифовальной шкуркой. Больше того, добившись соответствующей толщины
борта, нужно нанести на его внутреннюю поверхность штриховку при помощи
электровыжигателя, имитирующую следы обработки примитивными орудиями той
эпохи.
Готовый корпус обработайте морилкой или крепким раствором перманганата
калия. (марганцовкой, или морилкой)
Из того же материала, что и корпус, вырежьте оконечности судна и после
того, как они будут приклеены, обработайте заодно с ним, подогнав их по
месту.
В готовый корпус вклейте носовой и кормовой помосты из фанеры или
картона, банки-сиденья для гребцов, а также стойки-опоры гребных весел и
ограждение помостов. Последние можно сделать из соломинок, связанных
нитками на клею, или (на стендовой модели) из стальной проволоки.
Украшения в виде декоративных рогов также сделайте из обрезков
проволоки, лучше всего медной. Соедините их нитками и обмотайте
полосками бумаги, смазанной клеем.
Готовые рога покрасьте нитроэмалью в коричневый цвет, после чего их
также при помощи ниток прикрепите на нос. Если нет нитроэмали, можно
использовать гуашь, но в этом случае все окрашенные ею детали
обязательно покройте нитролаком или клеем БФ-2, БФ-6.
Весла лучше всего сделать из стеблей соломы. Расщепите их концы лезвием
бритвы и вставьте в расщепы лопасти, вырезанные из картона или плотной
бумаги. Покрасьте их в красный цвет. Чтобы весла были прочными и не
ломались, внутрь соломинок можно вставить тонкие стальные проволочки или
металлические спицы для вязания.
Якорный камень с рогами-кольями сделайте из стиральной резинки. Обрежьте
ее лезвием, окрасьте и, сделав в ней отверстия, вставьте в качестве
рогов заостренные кусочки спичек.
Остается красной краской нарисовать на носу изображение колеса - и
модель готова. Попробуйте, сможет ли она держаться на воде, после чего
придумайте и самостоятельно изготовьте подставку для модели.