О том, что двигаться можно не только с опорой на землю или на воду,
но и на воздух, люди задумались довольно давно. Еще в 1716 г. шведский
изобретатель и философ Иммануил Сведенборг предложил проект судна, по
бокам которого находилась пара совков, похожих на весла. При ударах о
воду эти совки загоняли сжатый воздух под корпус, приподнимая его тем
самым над поверхностью. Замысел не был реализован,
так как Сведенборг убедился, что работа на таком аппарате не по силам
находящемуся в лодке человеку. Механических же двигателей у изобретателя
не было. И хотя в XIX в. британские, американские и шведские
изобретатели не раз обращались к опытам по "воздушной смазке подводной
части судов", первый торпедный катер на воздушной подушке с боковыми
стенками (скегами) был построен только в 1916 г. в Австро-Венгрии. Он
развивал скорость до 40 узлов и стал первым в мире удачным воплощением
идеи судна на воздушной подушке.
Перспективность использования судов на воздушной подушке (СВП)
привлекает внимание специалистов во всем мире. Построено множество самых
различных аппаратов этого типа: от 1-2-х местных до больших
транспортно-пассажирских массой в сотни тонн.
В нашей стране идея создания транспортных средств на воздушной подушке
была выдвинута К- Э. Циолковским в 1927 г. Тогда же профессор
Новочеркасского политехнического института В. И. Левков провел расчеты и
эксперименты на моделях. В 1935 г. им были построены опытные катера Л-1
и Л-5, которые успешно двигались над водой, свободно выходили на берег и
маневрировали над вспаханным полем. На испытаниях в 1937 г. Л-5 развил
на воде скорость 73 узла (свыше 133 км/ч).
Сегодня применение судов на воздушной подушке стало важной
народнохозяйственной задачей, от решения которой зависит освоение
труднодоступных районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В
условиях тундры, зимой скованной льдом, а летом топкой и не-
проходимой, суда на воздушной подушке просто незаменимы. Летом они
успешно преодолевают мелководье, отмели и перекаты, а зимой -
заснеженные просторы. Есть у них и еще одно преимущество - они способны
выходить на пологий берег без каких-либо причалов.
Одна из наиболее удачных моделей СВП показана на рисунке 25. Она
демонстрировалась на ВДНХ СССР в павильоне "Юные натуралисты и техники".
Корпус этой модели пустотелый, обтекаемой формы, изготовлен из
папье-маше и пенопласта и выкрашен голубой нитрокраской. В двух колодцах
на жестком проволочном каркасе укреплены два электромотора, на оси
которых надеты трехлопастные винты. Эти двигатели нужны для создания
воздушной подушки. В кормовой (задней) части модели на пилоне установлен
электромотор с винтом - для движения модели в горизонтальной плоскости.
Электромоторы питаются от выпрямителя напряжением 25... 30 В по проводам
через скользящие контакты, укрепленные в коробке управления. Включение
производится кнопками на пульте управления. Модель не имеет автономного
питания. Демонстрируют ее при движении по кругу на корде. Кордой служит
электрический провод, идущий в коробке управления (скользящим контактом).
Как видно из этого описания, над изготовлением действующей модели СВП
необходимо много поработать. А вот если попробовать использовать
баночки-упаковки из-под плавленого сыра и полистироловые тарелки
разового пользования, то работа значительно упростится. Все эти
предметы обладают большой легкостью в сочетании с достаточной жесткостью
и прочностью. В связи с тем что полистироловые тарелки могут быть разных
размеров, габариты модели (рис. 26) могут быть различными.
Рис.
25. Модель судна на воздушной подушке с
корпусом из пенопласта и папье-маше.
Начните изготовление модели с корпуса 2. За основу возьмите
полистироловую тарелку, а если ее нет, выклейте корпус из папье-маше на
простейшей деревянной болванке с закругленными краями. Корпус подъемного
вентилятора 4 и кольцевые насадки-обтекатели маршевых вентиляторов 7 -
из баночек-упаковок из-под сыра "Янтарь", у которых срезаны донышки.
Если кто-то из вас занимается в кружке "Умелые руки", можете сделать
корпус из одного слоя тонкой стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой.
Чтобы стеклоткань не приклеилась к корпусу-болванке из древесины,
натрите его парафином, воском или половой мастикой.