В каких только направлениях не работают кораблестроители, стремясь
повысить мореходные качества современных судов - их скорость,
плавучесть, остойчивость, непотопляемость, поворотливость и плавность
качки. Одним из перспективных направлений, по мнению специалистов,
является постройка судов с малой площадью ватерлинии (СМПВ). Вы уже
знаете, что ватерлиния - это отметка, линия на корпусе, до которой судно
погружается в воду. Если мысленно "разрезать" судно вдоль этой отметки,
то полученное сечение и называется площадью ватерлинии. У одних судов
она большая, у других сравнительно невелика. Чем меньше площадь
ватерлинии, тем меньше и сопротивление движению судна, которое возникает
на линии раздела двух стихий - воздуха и воды. Малую площадь ватерлинии
имеют, как правило, боевые корабли. У них длинные узкие корпуса.
Корпус корабля СМПВ сложной формы. Он состоит из верхней обычной и
нижней сигарообразной частей, соединенных вертикальной продольной
стойкой. На нижней части корпуса расположены подводные крылья. Пока
скорость судна невелика, под водой находятся подводный корпус, стойка и
небольшая часть днища надводного корпуса. Но стоит скорости возрасти,
как подводные крылья поднимают судно и в воде остается только
сигарообразный корпус, наиболее приспособленный к подводному движению. '
Площадь ватерлинии оказывается минимальной, обеспечивая наименьшее
сопротивление движению.
Испытания первых судов этого типа показали, что они могут развивать
скорость порядка 50 узлов (около 100 км/ч!) при волнении моря 5...6
баллов и нести при этом значительную полезную нагрузку. Есть, однако, у
судов СМПВ недостаток: большая глубина погружения подводной части,
затрудняющая их использование на мелководных акваториях и каналах. И
хотя сегодня конструкция этих кораблей кажется вычурной, как знать,
может быть, уже через несколько лет облик СМПВ станет для нас вполне
привычным.
Простейшая экспериментальная модель СМПВ в варианте сторожевого корабля
показана на рисунке 28, а.
Корпус модели имеет простейшие "рубленые" обводы (рис. 28, в). Поэтому
его, как и корпус виндсерфера, проще всего вырезать терморезаком из
пенопласта (подробно об этом см. с. 27). Обработайте заготовку корпуса и
разрежьте ее пополам. После этого вырежьте в заготовке прямоугольное
гнездо для батарейки питания 2 и проделайте сверлом отверстия 1 под
крепежные стойки 11 палубной надстройки, выполненные из полистироловых
вязальных спиц. Надстройку на палубе
модели также вырежьте из пенопласта.
Пенопласт лучше всего взять марки ПС ("белый"), он хорошо склеивается
клеями ПВА и БФ-2. Можно использовать и так называемый "желтый"
пенопласт марки ПХВ, особенно для крупных деталей модели. В отличие от
"белого" его можно окрашивать нитрокрасками и склеивать нитроиеллюлозным
клеем.
Вертикальную стойку 4 выпилите из фанеры толщиной 5 мм. Аккуратно
проделайте в ней отверстия под провода питания, заострите переднюю
кромку и вклейте между половинками корпуса.
Цилиндрическую часть подводного корпуса 7 склейте из нескольких слоев
бумаги, пропитанной клеем, а носовой и кормовой обтекатели 15 выточите в
школе из древесины на токарном станке (рис. 28, г).
Если для приведения модели в действие будете использовать готовый
микроэлектродвигатель с дейдвудом и винтом - так называемый "лодочный
мотор", то в кормовом обтекателе просверлите отверстие под дейдвуд. В
нем же закрепите и вырезанные из жести рули: вертикальный 8 и два
горизонтальных 5, а сам обтекатель после того, как в нем будет
установлен "лодочный мотор", вклейте в цилиндрическую часть корпуса.
Проделайте в корпусе пазы для вертикальной стойки, которую для большей
прочности можно приклеить эпоксидным клеем, пропустив предварительно
провода от двигателя к тумблеру-переключателю и батарейке.
Рис. 28. Модель перспективного судна с малой
площадью ватерлинии (СМПВ): а - общий вид; б - основные проекции (М -
ватерлиния на "стопе"; N - ватерлиния на ходу); в - заготовка корпуса; г
- технология изготовления модели (1 - отверстия под опоры рубки; 2 -
батарейка питания; 3 - посадочная площадка для вертолета; 4 -
вертикальная стойка; 5, 6 - горизонтальные и вертикальные кормовые рули;
15 - кормовой и носовой обтекатели; 7 - цилиндрическая часть корпуса; 9
- "лодочный мотор"; 10 - дымовые трубы; 11 - стойки корпуса; 12 -
орудийная башня; 13 - подводное крыло; 14 - трубка крепления подводного
крыла); д - технология изготовления носового и кормового обтекателей из
полистироловой игольницы (1 - основание; 2 - прозрачный конус; 3 -
кольцо из бумаги; 4 - наполнитель).
Через центральную часть подводного корпуса пропустите трубку 14
крепления подводного крыла 13. Ее диаметр должен быть таким, чтобы
проходящая через нее ось подводных крыльев (их также вырежьте из жести)
проворачивалась с трудом, обеспечивая фиксацию их в заданном положении.
Полностью собранный подводный корпус наполните балластом из дроби или
рыболовных грузил, осторожно залейте растопленным парафином и закройте
носовым обтекателем. Масса балласта должна быть подобрана так, чтобы
ватерлиния на "стопе" соответствовала положению "М" (рис. 28, б).
Если не удастся выточить обтекатели из древесины, замените их
обтекателями, сделанными из прозрачных конусов 2 от полистироловых
игольниц (рис. 28, д). Прежде всего внутрь колеса вклейте бумажное
кольцо 3, внешняя часть его должна выступать наружу на 10...20 мм.
Залейте в конус клей ЭПД или ЭКФ, после полимеризации клея конус вместе
с кольцом превратится в монолитную деталь 4. Но эту операцию следует
проводить только после установки "лодочного мотора". Рули выпилите из
полистирола толщиной 1 мм, приклейте их клеем от сборных моделей или
грушевой эссенцией.
Точно так же из подручного материала сделайте и орудийную башню 12 (рис.
28, г). Лучше всего для этих целей использовать полукруглый колпачок
из-под шампуня. Трубы 10 можно выпилить из полистирола или фанеры, так
же как и посадочную платформу для вертолета 3.
Вместо модели сторожевого корабля по такой же схеме можно построить
быстроходный транспорт снабжения или круизный лайнер.