Модели подводных лодок очень популярны среди начинающих
судомоделистов. Но их изготовление требует большого труда, сноровки и
времени, даже если используются покупные наборы-посылки (ведь основные
заготовки сделаны из древесины). Между тем неплохую модель можно с
успехом построить из подручных материалов, не требующих долгой
обработки. Такой подход позволяет не только сэкономить время и силы, но
и сосредоточить главное внимание на том, чтобы сделать конструкцию
своего подводного корабля возможно более совершенной, попытаться
заимствовать опыт у живой природы.
Известно, что еще в начале XIX в. ученые серьезно изучали строение тела
рыб, обладавших способностью к быстрому старту. На основании сделанных
ими выводов было построено немало судов и подводных лодок (например,
глубоководный аппарат "Дип квест"), имеющих "акулообразные" обводы. А
вот подводный корабль известного океанолога Ж. Пикара "Бенджамин
Франклин", рассчитанный на подводный дрейф в водах теплого течения
Гольфстрим, имел очертания, сходные с пятнистой синей рыбой. У этой же
рыбы были заимствованы гидродинамические свойства, состоящие в том, что
ее медленное поступательное движение, стабилизация и высокие маневренные
качества обеспечивались исключительно грудными плавниками.
Изучением морских животных и рыб в целях использования особенностей
строения их тел в техническом конструировании занимается гидробионика -
сравнительно молодая отрасль бионики. Ее рекомендации лишний раз
подтверждают, какие выгоды сулит кораблестроителям внимательное изучение
живой природы.
Основываясь на бионических принципах, можно изготовить достаточно
простую модель подводной лодки,' форма корпуса которой напоминает
строение тела акулы. Отметим, что подобную форму имеют и некоторые
бытовые предметы, например, конусообразные игольницы из прозрачного
полистирола (рис. 29, а). Из них проще всего изготовить носовой и
кормовой обтекатели подводной лодки "Катран", названной так по имени
небольшой черноморской акулы.
Варианты их устройства даны на рисунке 29, б, в, г. Прежде всего внутрь
каждого обтекателя-игольни-цы вклейте по бумажному кольцу 2 (для этих
целей лучше всего воспользоваться клеем "Момент-1") так, чтобы его
внешняя часть выступала наружу на 20...30 мм. Через носовой обтекатель
пропустите трубку 1 для оси носовых горизонтальных рулей. Это может
быть, например, стержень от шариковой ручки. Из этого же стержня
сделайте и дейдвудную трубку 2 (рис. 29, г) для кормового обтекателя -
через нее, как и на настоящем судне, проходит вал гребного винта.
После установки этих деталей внутрь конусов-обтекателей залейте
эпоксидный клей ЭПД или ЭКФ (подробно см. с. 13), который, отвердев,
превратит обтекатели вместе с бумажными кольцами в монолитные детали.
Пока клей окончательно не схватился, в носовой обтекатель воткните
крючок для крепления резиномотора 4.
Если дома не окажется, эпоксидного клея, вместо бумажной трубки внутрь
конуса можно вклеить деревянную цилиндрическую вставку 2 (рис. 29, в),
заполнив оставшуюся часть балластом из грузил 1.
Через дейдвудную трубку (рис. 29, г) пропустите сделанный из проволоки
вал гребного винта 5, наденьте на него бусинку-подшипник / и припаяйте
гребной винт 6 (рис. 29, д) диаметром 50 мм. Кормовые горизонтальные и
вертикальные рули выпилите из полистирола, обточите напильником по
передней и задней кромке и приклейте на место.
Корпус модели 2 можно сделать из бумажной трубки. Намотайте ее из
нескольких слоев бумаги так, чтобы она возможно более плотно надевалась
на выступающие цилиндрические части обоих обтекателей. Из тарной дощечки
или картона вырежьте и склейте палубу 3 и рубку 5, имеющую сверху вид
вытянутой капли. Рубочные рули 4 нужно вырезать из жести. Перископы и
антенны для рубки делайте из тонкой проволоки, после этого рубку
установите на палубе, а палубу приклейте к корпусу. В корпусе
просверлите отверстия шпигатов 10 - через них будет выходить воздух при
погружении лодки. Теперь окрасьте все детали лодки нитроэмалью черного
или темно-серого цвета. Трубку-корпус окрасьте не только снаружи, но и
изнутри.
Рис. 29. Модель подводной лодки "Катран": а -
полистироловая игольница (1 - основание; 2 - конус); б - носовой
обтекатель (1 - трубка для оси носовых горизонтальных рулей; 2 -
бумажное кольцо; 3 - наполнитель; 4 - крючок для резиномотора); в -
вариант носового обтекателя (1-балласт из рыболовных грузил: 2 -
деревянная вставка); г - кормовой обтекатель (1-бусинка-подшипник; 2 -
дейдвудная трубка; 3 - кольцо из бумаги; 4 - наполнитель; 5 - вал
гребного винта; 6 - один из кормовых рулей); д - технология сборки
модели (1 - крючок для заводки резиномотора; 2 - корпус; 3 - палуба; 4 -
рубочные горизонтальные рули; 5 - рубка; 6 - гребной винт; 7 - носовой
горизонтальный руль; 8- блок плавучести; 9 - балласт; 10 - шпигаты).
Пока корпус сохнет, из жести вырежьте носовые горизонтальные рули 7 и
припаяйте их к отрезку проволоки, проходящему через трубку 1 (рис. 29,
б). Ось вращения носовых рулей должна проворачиваться с трудом - это
необходимо для надежной фиксации рулей в заданном положении.
После окраски лопастей носовых рулей можно приступать к окончательной
сборке модели. На оба крючка наденьте резиномотор из 10-12 плоских
резиновых нитей и, вставив обтекатели в трубку-корпус, опустите его на
воду. Если лодка сразу начинает тонуть, то ее необходимо облегчить при
помощи блока плавучести 8 из пенопласта, который вклеивают в корпус
лодки. При слишком большой плавучести лодки внутрь ее помещают балласт
из окрашенной нитроэмалью бумажной трубки 9, наполненной дробью или
рыболовными грузилами.
Заведите резиномотор, сняв носовой обтекатель, при помощи проволочного
крючка 1, закрепленного в патроне ручной дрели. Гребной винт при этом
придерживайте пальцами, а закручивайте в сторону, противоположную
вращению винта. Носовые горизонтальные рули для того, чтобы модель
погрузилась, отклоните вниз и, опустив ее в воду, отпустите гребной
винт.
Конечно, с точки зрения гидробионики эта модель имеет далеко не самую
оптимальную форму, зато она проста в изготовлении и технологична.
Модель подводной лодки можно сделать и из пластики (подробно технология
ее обработки рассмотрена на с. 27). Приступая к работе над моделью из
этого материала (рис. 30), прежде всего сделайте разборную форму из
скрепленных попарно деревянных стенок. В кружке лучше иметь две формы -
одну длиной около 500 мм, другую 1100 мм. Отфуговав нижний торец досок
формы, поставьте ее на ровный гладкий стол или на полированную плиту.
Подойдет и любая другая ровная поверхность, но если есть опасения, что
застывший парафин с трудом отделится от нее, затяните предварительно
собранное дно формы полиэтиленовой пленкой.
Когда расплавленная масса парафина затвердеет и остынет, форма
разнимается. Получившийся брус обработать довольно легко. Любой брак при
этом можно исправить - достаточно подплавить небольшую порцию парафина и
залить им испорченное место (рис. 30, 1-3).
Тщательно обработанную заготовку покройте слоем пластики толщиной 3 мм и
обработайте стеками, чтобы убрать все неровности и возможно точнее
передать форму заготовки (рис. 30, 4). Затем в корпусе из пластики
проделайте отверстие для выхода парафина, а на поверхности сымитируйте
раскрой листов бортовой обшивки (рис. 30, 5). Отдельно изготовьте детали
надстройки и рубки (рис. 30, 6), после чего вместе с корпусом
подвергните их тепловой обработке (рис. 30, 7). При этом парафин вытечет
из корпуса и всплывет на поверхность, а сама лодка останется под водой и
тем самым избежит нежелательного контакта с ним, поскольку растопленный
парафин впитывается в пластику и затрудняет ее окраску. По этой же
причине корпус лодки должен оставаться в воде до тех пор, пока она
полностью не остынет, а парафин не схватится, после чего его можно будет
легко убрать.
Отвержденный и высушенный корпус обработайте шлифовальной шкуркой,
смонтируйте на нем детали надстройки, рули и винт, которые нужно
вырезать из жести (рис. 30, 8). При этом, если сделать носовую часть
корпуса разъемной, а рули установить так же, как на подводной лодке
"Катран", то и эту модель можно сделать самоходной. Для этого достаточно
оснастить ее резиномотором (рис. 30, 9), блоком плавучести из
пенопласта, а если надо, то и балластом из рыболовных грузил или. дроби,
залитых внутри корпуса клеем.
Рис. 30. Технология изготовления модели
подводной лодки из пластики: 1-9 - этапы работы.
Окрасьте модель так же, как и корпус африканского мтепи, с той лишь
разницей, что цветовая гамма здесь будет совершенно иная: ведь для того
чтобы подводная лодка была в воде малозаметной, ее надо покрасить в
темно-серый, серо-зеленый и черный цвета, и только спасательные буйки на
палубе будут иметь яркую, красно-белую окраску сегментов.
Из пластики можно лепить корпуса моделей самой замысловатой формы,
проводить с ними интересные опыты по совершенствованию "мореходных"
качеств моделей на основе использования бионических принципов их
конструирования, создавать оригинальные эспериментальные модели,
модели-копии и модели-игрушки. Последнее особенно интересно для тех из
вас, кто только постигает азы моделизма.