С каждым годом все интенсивнее идет освоение труднодоступных районов
нашей страны, хранящих в своих недрах запасы полезных ископаемых,
необходимые народному хозяйству. Разыскивая эти тайники природы,
работают многочисленные геологоразведочные партии. Они преодолевают
сотни и тысячи километров непроходимой тундры, форсируют болота и топи,
не замерзающие и в суровые зимы реки, глубокие снега.
В этом им помогают различные транспортные машины - гусеничные
вездеходы-амфибии, автомобили высокой проходимости, вертолеты и
самолеты. И тем не менее в особо сложных условиях даже эта техника часто
оказывается бессильной. Приходится использовать вьючных животных, оленьи
упряжки, а порой пробираться пешком, надев охотничьи лыжи или
снегоступы.
Поэтому понятно стремление изобретателей разработать конструкцию
вездехода с движителем, который обеспечивал бы высокую проходимость не
только машинам, но и малым транспортным средствам, необходимым для
работы в отдаленных районах.
Движитель подобного рода существует: шнековый или винтовой. У этого
движителя есть своя довольно долгая история. Его появление относят к
1900 г.. когда русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на
сани, приводимые в движение шнеком. Вслед за тем во Франции и Швеции
появляются шнековые движители, приспособленные к автомобилям и
предназначенные для обеспечения им возможности передвижения по снегу.
Устанавливался такой движитель между задними колесами автомобиля и*
приводился во вращение от двигателя через специальную передачу.
Первоначально на автомобили ставили один такой движитель, а позднее -
два параллельных.
Что же представлял собой сам шнек? Внешне он напоминал винт в мясорубке:
определенного диаметра стержень, на который навито высокое спиральное
ребро. Шнеки устанавливались на шарнирной подвеске, водитель машины
посредством системы рычагов мог опускать и поднимать их, т. е.
регулировать высоту по отношению к колесам автомобиля. Что это давало?
При движении по глубокому, рыхлому снегу, например, достаточно было
опустить шнек, чтобы он погружался в более плотный слой, обеспечивая
лучшее сцепление. Позднее шнек начали ставить на пружинной подвеске,
которая обеспечивала автоматическое выполнение той же операции. При этом
упразднялась сложная рычажная система управления движителем.
Но в первых вездеходах шнек все же работал недостаточно надежно, а сами
машины имели слишком узкие колеса, которые под тяжестью автомобиля
глубоко погружалась в снег и создавали большое сопротивление движению.
Да и конструкция шнека была очень несовершенна. Небольшого диаметра
стержень и высокое узкое ребро его винтовой нарезки не уплотняли снег, а
на твердом насте автомобиль мог перемещаться и без такого движителя.
Следующий этап развития шнекового транспорта - увеличение диаметра
винтового движителя, резкое уменьшение высоты спирального ребра и замена
колес на лыжи. Все эти усовершенствования резко повысили эффективность
работы шнека. Теперь он превратился в цилиндр большого диаметра, который
при перемещении хорошо уплотнял снег, а винтовое ребро, хотя и было
меньшей высоты, работало значительно лучше. Испытания показали, что
сцепление такого шнека с грунтом возрастает с увеличением приходящейся
на него нагрузки.
Это наблюдение привело к следующему этапу развития вездеходов
рассматриваемого типа, который можно назвать современным, так как он
захватывает и сегодняшний день. Конструкторы отказались от
приспособления шнекового движителя к автомобилю, а стали строить
специальные машины, в которых вся масса распределяется между двумя
винтовыми движителями и передними управляемыми лыжами.
Почти одновременно появилась и еще одна разновидность шнековых машин. У
них уже не было ни колес, ни лыж, а движители представляли собой
цилиндры большого диаметра, с трех-четырехзаходной навивкой рабочего
ребра. Управление осуществлялось как на гусеничных машинах: торможением
одного из шнеков. Такая конструкция считается сегодня наиболее
перспективной, поскольку дает возможность использовать подобные машины
не только зимой, но и в условиях полного бездорожья.
Для изготовления модели шне-кохода (рис. 7) вам понадобится
полистироловая сувенирная коробка для мелочей (из нее можно сделать
корпус вездехода), два пустых аэрозольных баллончика из-под нитрокраски
(снаружи их следует очистить от краски), два любых микроэлектродвигателя
в полистироловых корпусах и два редуктора Р-1.
Начните со шнеков, главная часть которых - винтовая спираль на
поверхности аэрозольного баллончика. Сделать ее можно из разных
материалов, например из алюминиевой
вязальной спицы, аккуратно изогнув ее круглогубцами в виде пружины, или
же многожильного стального троса 10 0 3...5 мм. Чтобы спираль хорошо
держалась на поверхности баллончика, ее нужно закрепить, просверлив два
отверстия И - одно в передней части баллончика, а другое в задней. В эти
отверстия вставляют концы спирали. Саму спираль приклейте к поверхности
баллончика клеем ЭДП и ЭКФ. Чтобы закрепить шнеки на осях и валах
редукторов, к торловине каждого баллончика и к его донышку приклейте с
помощью клея "Момент-1", "Уникум" или "Суперцемент" фанерные или
полистироловые диски 8-12, толщиной 2...3 мм. При этом в дискет нужно
проделать фигурное отверстие под лыски вала редуктора Р-1. В качестве
осей 13 лучше всего использовать полистироловые вязальные спицы 0 3...5
мм.
Двигатели и редукторы соедините при помощи шкивов, через которые
перекинута обыкновенная аптекарская резинка или пассик от магнитофона.
Их можно сделать из бумажной трубочки, плотно надетой на смазанные клеем
валы двигателя и редуктора, и двух картонных шайб-ограничителей.
Из полистирола выпилите крепежную стойку 14 и соберите кожухи
микроэлектродвигателей 3, а также кабину 2. Стойку на подкосах 15
приклейте к коробке-корпусу, а двигатели установите внутри кожухов
валами наружу. На дно коробки приклейте редукторы, соединяемые передачей
с моторами, а шнеки закрепите на осях и валах редукторов. На рисунке не
приведены точные размеры модели, так как баллончики и коробки у всех
разные, и, следовательно, каждый, кто будет делать эту модель, должен
определить их сам, проявив конструкторскую находчивость и смекалку.
Поскольку электропитание и управление моделью предусматривает
параллельное соединение двигателей, то можно порекомендовать
использовать готовый блок от сборных моделей, например, танков завода
"Огонек".
С этим или с аналогичным блоком, собранным самостоятельно, модель может
двигаться "вперед-назад", совершать развороты, а при смене полярности
питания одного из двигателей даже двигаться боком.