Только что вы узнали об одном из способов повышения вездеход-ности
колесных машин - увеличении размеров колеса. Но ведь это далеко не
единственный способ. Наряду со ставшими традиционными способами:
применением привода на все колеса, увеличением их числа, использованием
колес-пневматиков, уменьшающих давление машины на грунт, есть и другие
интересные конструкторские находки. И хотя многие из них не нашли пока
массового применения в практике, кто знает, может быть, именно они лягут
в основу машин будущего.
Вот, например, оригинальное пружинное колесо (рис. 10), которым вполне
можно оснастить модель небольшого планетохода. Отметим два его главных
достоинства: пружинные колеса, кроме своего основного предназначения,
играют роль амортизаторов (пружины воспринимают и гасят вибрацию,
вызванную неровностями почвы), а сам движитель легко демонтируется -
достаточно снять с ведущей звездочки надетые на ее лучи пружины.
О том, как изготовить модель вездехода-пружинохода, мы рассказывать не
будем - она может быть и покупной. Остановимся только на движителе. Для
его сборки понадобятся 24 витые пружины и 4 звездочки. Сделать звездочки
2 можно, выпилив их из дюралюминия толщиной 2 мм, фольгированного
гетинакса или стеклотекстолита, после чего просверлить в них отверстия
под оси или валы редукторов, скажем Р-1. Чтобы выпиливать звездочки было
легче, после разметки заготовки просверлите на ней отверстия 2а.
Рис. 10. Модель вездехода-пружинохода: 1 -
рукоятка для навивки пружин; 2, 2а - звездочка и технологические
отверстия; 3, 4- деревянные бруски; 5 - проволока для навивки пружины; 6
- навиваемая пружина.
Теперь для каждой звездочки сделайте по 6 пружин из стальной
проволоки толщиной 1...1.5 мм. Длина каждой пружины 90 мм. Тут
понадобится несложное приспособление в виде рукоятки I диаметром 4,5 мм
из металлического прутка. На конце его выполните поперечный пропил, в
него при навинчивании пружины будет вставляться конец проволоки.
Закрепите рукоятку между деревянными брусками 3 и 4, зажатыми в тиски.
Вставьте в пропил рукоятки проволоку и начните вращать рукоятку -
проволока наматывается на пруток, образуя пружину 6. На внутренней
поверхности деревянных брусков при этом образуется своеобразная винтовая
нарезка, так что, сделав несколько оборотов, нужно покрепче зажать тиски
и так постепенно довести навивку пружины до конца. Два гвоздя на верхней
грани бруска 4 направляют проволоку к надрезу оправки.
Готовую пружину осторожно освободите из тисков, обрежьте до нужного
размера и наденьте на ведущую звездочку. Читайте далее про другие
модели...