А теперь познакомьтесь с еще одной конструкцией колеса, специально
разработанного для машины, передвигающейся по сыпучим пескам или
глубокому снегу. На своем опыте вы, наверное, убедились, как сильно
увязают ноги и как трудно становится идти, едва только заканчивается
твердый грунт. Для передвижения по такому ландшафту на машины ставят
колеса
большого диаметра, при помощи специальных регуляторов давление в шинах
уменьшают.
Но дело не только в том, чтобы колесо не проваливалось в снег или песок,
но и в том, чтобы легко и просто само извлекалось оттуда. Ведь
обыкновенное колесо потому и буксует на песчаном грунте, что при
определенной глубине погружения оно уже не способно выскочить из него.
И вот здесь, в поисках конструкции самоизвлекающегося колеса ученые
обратились к опыту живой природы. Они обратили внимание на то, что
крабы, которые отлично бегают по песку, имеют не расширен ные, а
заостренные на концах лапы, такие же, как и у некоторых насекомых,
обитающих среди песков.
А что, если по этому же принципу попробовать изготовить модель вездехода
для передвижения по песчаным барханам? Может быть, ; этот эксперимент в
какой-то степени поможет разработке новых, перспективных видов
движителей?
В качестве основы для корпуса используйте полистироловую сувенирную
коробку или коробку, склеенную из картона толщиной 1 мм (рис. 11).
Внутри нее установите привод из двух микродвигателей и редукторов Р-1,
соединенных простейшей передачей, состоящей из надетых на валы каждого
двигателя и редуктора шкивов и перекинутой через них резиновой ленты.
Главным опорным элементом ходовой части модели служат тонкие
металлические спицы для вязания, пропущенные через ступицу колеса, роль
которой на нашей модели выполняют четыре пробки большого диаметра.
Рис. 11. Модель вездехода-пескохода: t -
корпус-коробка; 2 - колесо; 3 - спицы; 4 - фары; 5 - декоративный
радиатор; 6 - кабина космонавтов; 7 - декоративные детали корпуса; 8 -
резиновая лента; 9 - микроэлектродвигатель; 10- шкивы; 11 - редуктор
Р-1; 12 - ось колеса; 13 - ступица колеса из пробки; 14 - блок
управления моделью из деталей конструктора.
С учетом использования корпуса коробки длина спиц, пропущенных
насквозь через ступицы, должна составлять примерно 130...140 мм, причем
через каждую ступицу следует пропустить не более четырех спиц. Чтобы они
не мешали свободному вращению колеса на оси, пробку ими протыкают лишь
после того, как сквозь нее будет продета ось, сделать которую можно
также из спицы или более толстого гвоздя, имеющего шляпку, которая будет
служить ограничителем. Такой же гвоздь, подходящий по диаметру к
отверстию в вале редуктора, выполняет роль оси и для задних, ведущих
колес. Чтобы пробки на них не проворачивались, их приклеивают. А вот
передние колеса должны вращаться свободно, поэтому приклеивать их на оси
не нужно. Продумайте и крепление осей передних колес внутри корпуса -
эта задача вам вполне по силам. Теперь можно приступать к отделке
модели.
"Хорошие фары, кабину и другие декоративные части корпуса можно взять от
поломавшихся игрушек либо изготовить их из прозрачных шаров-упаковок для
таблеток или из другого подручного материала. Корпус окрасьте яркой
нитроэмалью, а в том случае, если он сделан из картона,- масляными
красками или даже гуашью.
Схема управления сложностью не отличается и вполне по силам каждому, кто
хотя бы раз держал в руках электропаяльник. Но можно обойтись и без
него, собрав для каждого из двигателей систему
управления из металлических и пластмассовых деталей детских
конструкторов так, как это показано на нашем рисунке. Читать далее...