Лет двадцать назад в области создания колесных вездеходов появилось
еще одно оригинальное решение: на каждой полуоси автомобиля не одно
колесо, а три, соединенные между собой как бы треугольником. По ровной
дороге такая машина, получившая название "Террастар", идет на одной из
трех пар колес, но если на пути попадется препятствие, начнет вращаться
сам треугольник - водило - и колеса как бы "перешагивают" через это
препятствие. Предполагалось, что такие "вертушки" смогут тянуть машину и
по воде, работая наподобие гребных колес пароходов. Изобретателем
последнего варианта признан инженер из Ангарска Р. М. Никифоров,
получивший на этот движитель авторское свидетельство. Пока таких машин
нет, и трудно сказать, появятся ли они в будущем, однако думаем, что
познакомиться с таким движителем будет для вас интересно.
Сделать модель с этим движителем можно на базе пришедшей в негодность
игрушки - вездехода В2 или В4, выпускаемой московским заводом "Орленок".
У любого из вас наверняка есть такие игрушки. Все они снабжены приводом
на колеса, закрепленные на качающихся каретках-балансирах. Прежде всего
нужно извлечь из корпуса микроэлектродвигатель, объединенный с
редуктором в одном блоке, сняв для этого с вала редуктора ведущие
пластмассовые шестеренки и каретки с колесами, а также резиновую ленту
зубчатого привода на заднюю пару колес.
Рис. 13. Модель вездехода "Террастар": 1 - втулка
колесной рамы; 2 - колесная рама; 3 - шестерни привода; 4 - ось шестерен
привода; 5 - ось передних колес; 6 - схема колесной рамы; 7 - схема
шестеренчатого привода колес; 8 - вал редуктора; 9 - электродвигатель;
10 - колеса; 11 - ось задних колес; 12- собранная модель; 13 - схема
движения вездехода по мягкому и твердому грунту.
Надев шестеренки на оси 4, распаяйте у последних концы.
Треугольники колесных рам 2 (рис. 13) лучше всего выпилите из
полистирола толщиной 2...3 мм, причем для повышения проходимости им
можно придать форму, показанную на схеме 6 пунктиром. Втулки / отрежьте
от кареток-балансиров и приклейте к рамам с внутренней стороны.
Их длина такова, что позволяет избежать зацепления колесных рам за
выступающие части мотора и редуктора.
Оси колес 5 также осторожно срежьте с кареток. Их высота должна быть не
меньше той, что была прежде.
Шестеренки привода 3 наденьте на оси 4, сделанные из полистироловых
зубочисток круглого сечения, которые надо вклеить в отверстия на раме
так, чтобы взаимное зацепление шестеренок соответствовало схеме 7.
Теперь оси 5 (только обязательно вместе с колесами) приклейте на раму.
При этом следите за тем, чтобы колеса от шестеренчатого привода
вращались свободно и без заеданий, а сама рама могла также свободно
проворачиваться вокруг вала редуктора 8. На него также наденьте
шестеренку, которая будет ведущей по отношению к трем остальным -
паразитарным, лишь передающим вращение от этой главной на колеса.
Заводской корпус для этого движителя уже не подойдет, однако его
нетрудно заменить на самодельный (см. рис. 12, 13), который надо склеить
из плоских полистироловых или фанерных деталей. Поскольку количество
колес, взятых от игрушки, ограничено, два задних колеса привода не
имеют, а закреплены на осях 11 внутри корпуса. Конечно, плавать такая
модель не будет, поскольку и мотор и редуктор не защищены от попадания
воды, но зато препятствия она преодолевает отлично и, что не менее
важно, сделать ее достаточно просто. Единственное, что потребует особой
аккуратности,- это изготовление недостающих шестеренок, их придется
выточить надфилями из полистирола или отлить из эпоксидной смолы в
парафиновых формах. Для этого готовую шестеренку вдавите в полузастывший
от разогревания парафин, заполнив образовавшееся углубление
приготовленной по инструкции эпоксидной композицией.
Для прочности в эту композицию можно добавить наполнитель - алюминиевую
или бронзовую пудру.