Изготовление и коллекционирование сборных авиационных моделей
занимает совершенно особое место среди многочисленных видов современного
технического творчества. Сборка моделей из готовых пластмассовых деталей
требует терпения, ювелирной точности, аккуратности, хорошего знания
истории техники и наравне с другими видами моделизма считается настоящим
искусством. Но именно ему-то больше всего и не повезло. Почему-то многие
считают, что для того, чтобы собрать модель, достаточно вложенной в
коробку инструкции. А поскольку в руках после такой работы оказывается
одноцветная, в подтеках клея, тусклая модель, то какое уж тут
творчество! Между тем сборка - это только часть увлекательной работы над
моделью той или иной исторической машины. Надо еще попытаться воссоздать
ее подлинный облик, чтобы она была совсем как настоящая ...
В этой главе мы попробуем научить вас правильно собирать модели
самолетов из наборов готовых деталей и дадим несколько конструкций
моделей для самостоятельного изготовления. Среди них есть и летающие
самоделки для отдыха и развлечения. А тех из вас, кто по-настоящему
заинтересуется сборкой миниатюрных копий самолетов, приглашаем в клубы
стендового моделизма, которые организуются сейчас во многих городах.
Собирать как можно точнее и достовернее
Представьте себе на минуту, что вам купили яркую, красивую коробку,
внутри которой находится маленькое чудо - изготовленные в точном
масштабе детали-копии настоящего самолета. Конечно же, вам сразу же
захочется приняться за работу. Но как бы ни было велико это желание, не
торопитесь!
Для того чтобы собрать модель-копию как можно точнее и достовернее,
придется потратить немало труда, а главное - научиться правильно
работать.
Типичная технологическая схема изготовления сборной модели самолета по
вложенной в коробку инструкции приведена на рисунке 1. Однако работать
по ней чаще всего не удается: не во всех наборах есть клей, далеко не
всегда показана правильная раскраска модели, не во все наборы
вкладываются детали - переводные картинки с опознавательными знаками.
Нет в продаже и специальных красок. Вот почему в работе над моделью
прислушайтесь к советам, приведенным далее, они многократно проверены на
опыте самыми разными моделистами.
Прежде всего никогда не склеивайте сразу модель "намертво". Конечно,
понятно ваше желание побыстрее увидеть свое "детище" в сборе, но,
поспешив со склейкой, вы обрекаете себя на лишние хлопоты, да и модель
никогда не будет иметь качественный вид. Склеивайте так, чтобы можно
было без ущерба разобрать модель или снять нужные детали, не повреждая
их.
Согласитесь, что не очень-то удобно окрашивать в собранном виде шасси,
блоки ракет, кабину с пилотом внутри и т. д. Да и ничего хорошего из
этого не выйдет. Вот почему, чтобы окрасить мелкую деталь, во-первых, не
снимайте ее с литника, а, во-вторых, пользуйтесь для ее повторного
крепления спичками и пластилином, насаживая на них деталь.
В некоторых случаях для того, чтобы не приклеивать потом деталь на
окрашенное место, можно воспользоваться другим способом. На окрашиваемой
детали, например подвесном топливном баке, отметьте место приклеивания
пилона. Затем к этому месту приклейте небольшой кусочек полистирола,
имитирующий пилон. После высыхания клея окрасьте бак, который очень
удобно держать в руках за этот приклеенный кусочек полистирола. Теперь
отломите кусочек полистирола и приклейте его уже на сам пилон, также
предварительно окрашенный. В этом случае место соединения будет чистым и
аккуратным, а прочность его значительно увеличится.
Таким способом можно окрашивать самые разные детали. Если же вы
производите окраску деталей, не срезая их с литников, то места
приклеивания защитите расплавленным парафином, а еще лучше-густой
гуашью: она не оставляет жирных пятен и легко смывается водой.
Только после окраски мелких деталей можно приступать к сборке основных
элементов модели. Особых трудностей она и в самом деле не представляет,
но все же несколько слов следует сказать о нанесении клея на
полистироловые детали. Из мягкого полиэтиленового пузырька можно
выдавливать клей через маленькое отверстие, из маленького стеклянного
пузырька - через капиллярную трубочку. Хорошо использовать для этой цели
тонкую проволочку или иголку, а для больших склеиваемых поверхностей
мягкие (беличьи) кисточки № 1, 2 и 4 (если поверхность особенно велика).
Рис. 1. Технология изготовления сборных моделей
из полистирола: а - окрашивание мелких деталей на литниках; б - срезание
деталей с литниковой рамы; в - протыкание тюбика с клеем; г, д -
нанесение клея; е - стягивание резинкой склеенных узлов и деталей; ж -
монтаж деталей; э - склеивание воздушного винта; и - нанесение
декоративных полос (так называемых "полос вторжения"); к - нанесение
пятнистого камуфляжа; л - разметка под волнистый камуфляж; м - перевод
опознавательных знаков.
Склеивать детали можно лишь после того, как они будут очищены от
облоя, заусениц и остатков литников.
Если в наборе отсутствует клей, используйте имеющиеся в продаже в
хозяйственных магазинах толуол, мекол, "грушевую эссенцию" (в небольших
количествах для столь важного дела ее можно попросить в школьном
кабинете химии), растворитель для нитрокрасок 647. Отдельные детали для
большей прочности можно дополнительно "сварить" электровыжигателем,
поставив его на самый слабый нагрев.
При сборке особое внимание уделяют соблюдению масштаба модели и качеству
отдельных деталей с точки зрения их пропорциональности. Чаще всего этому
требованию не соответствуют стойки и створки шасси, оперение бомб и
ракет и т. д. Укоротить стойки несложно, а вот для удлинения можно взять
кусочки литниковой пластмассы и соответственно их обработать. Иногда
бывают чрезмерно толстыми створки шасси. От этого недостатка легко
избавиться, если потереть их шлифовальной шкуркой или надфилями. Делать
это нужно не очень быстрыми движениями, чтобы пластмасса не нагрелась.
Часто вооружение на моделях военной техники бывает показано весьма
условно. Этот недостаток можно исправить при помощи металлического
прутка или проволрки соответствующего диаметра. Кончик прутка необходимо
нагреть и углубить им ложе пушечного или пулеметного ствола, придав ему
более правдоподобный вид. Можно также имитировать выступающие стволы
пушек и пулеметов, вплавив в их ложа короткие проволочки. Подобная
"доработка" модели нередко повышает ее прочность, так как детали,
сделанные из полистирола, при
чистке моделей нередко отваливаются. А чистить модели, даже если они
защищены от пыли колпаками или находятся в шкафах за стеклом, все равно
рано или поздно приходится.
На концах крыльев и на фюзеляже (корпусе самолета) можно имитировать
проблесковые или габаритные огни или фары. Для этого надо сделать вырезы
в нужных местах и вставить в них выточенные из прозрачного, красного или
зеленого органического стекла "огни".
Антенны обычно делают из лески, но лучше использовать для этих целей
металлический обмоточный провод 00,1 мм, который можно взять из старого
малогабаритного реле. Есть и еще один способ, показанный на рисунке 2,-
вытяжка нитей из полистироловых литников. Сначала литник прогревают над
пламенем свечки /, затем пробуют степень нагрева 2 и, разводя руки в
стороны 3, вытягивают нить, держа ее вдали от огня 4. Правда, для тонких
радиоантенн этот способ мало пригоден, так как получающиеся нити очень
хрупки, но он самый простой и быстрый. Кроме того, так можно получать и
довольно толстые стержни, которые могут очень пригодиться при работе над
моделями.
Не стоит делать антенны и из обычных ниток: они очень быстро становятся
"лохматыми" из-за оседающей на них пыли.
Часто моделисты не ставят на самолеты-бипланы растяжки из-за кажущейся
трудоемкости их выполнения. На самом деле это довольно просто. Чтобы
натянуть растяжки, необходимо нагретой иголкой или шилом сделать
сквозные отверстия в крыльях в местах их крепления, а затем протянуть
через них растяжки, которые лучше всего делать из проволоки 00,1 мм.
Иногда ставят рас
Рис.2. Вытяжка полистирольных нитей
Хорошо смотрятся модели, у которых имитируется работа двигателя.
Например, в сопла реактивных самолетов можно вставить обыкновенные
лампочки от карманного фонаря на 2,5 В, а в фюзеляже разместить элемент
питания, типа "Уран" (1,5 В). Лампочку необходимо питать пониженным
напряжением. чтобы не плавились сопла. В большинстве моделей поршневых
самолетов свободно помещаются микроэлектродвигатели. С их помощью можно
вращать пропеллер. Вал металлический и соединен с электродвигателем с
помощью гибкой передачи, например резиновой трубочки. В носовую часть во
избежание ее разрушения вал следует "пропускать" в трубочке, например от
стержня шариковой авторучки. Выключатели могут быть самыми
разнообразными. Все эти доработки не очень трудоемки и под силу
практически каждому.
Почти из всех моделей можно с помощью небольших переделок получить
различные модификации самолета-прототипа и даже новые. Например, из
модели Н-60 "Джипси Мот" можно сделать целую серию советских авиеток А.
Яковлева - АИР-1, АИР-2, АИР-3, АИР-4. При этом новые изделия почти не
уступают заводским.
Практически любая модель имеет скрытые резервы, но для того, чтобы их
успешно находить, нужно ознакомиться с необходимыми чертежами и
описаниями самолетов.
Таким же способом собирают не только сборные модели самолетов, но и
танков, кораблей, автомобилей, модели космической техники.