Внешний вид сборной модели в огромной степени зависит от окраски. При
этом для масштабов 1:72, 1:100 или 1:144 окраска и отделка приобретают
решающую роль. Мелочей в этой работе быть не может, ведь максимальная
достоверность - основное требование к модели-копии.
Итак, о технологии окраски. У каждого опытного моделиста есть свои
секреты и приемы этой работы, но все они - варианты двух основных
методов: окрашивания кистью и при помощи аэрографа (распылителя). Первый
способ относительно прост и доступен каждому, особенно начинающему
моделисту. Для второго требуются источник сжатого воздуха, аэрограф и
многое другое, что несколько затрудняет возможности по его
распространению.
При работе кистью встает вопрос, какие краски годятся для нанесения на
полистирол, из которого отливаются детали самолетов. Только не
нитроэмали! Ничего хорошего не получится - нитрооснова разъедает
пластмассу, краска быстро сохнет, тянется, поверхность получается грубой
и неровной. Для окраски кистью нужно использовать алкидные эмали. Они
имеют отличную укрывистость, дают тонкий- ровный слой и блестящую
поверхность. Срок их сушки 6-12 ч в зависимости от температуры и толщины
покрытия. Необходимо иметь пять основных цветов: красный, синий, желтый,
белый и черный. С их помощью можно получить самые различные цвета, а
также любые оттенки. Если удалось найти только белую алкидную эмаль, не
огорчайтесь - в качестве красителей можно использовать художественные
масляные краски, которые продаются в магазинах канцтоваров. Можно
применять эти масляные краски и в качестве основных - на разбавителе № 2
(уайт-спирите или скипидаре). Окрашенная ими поверхность после высыхания
становится глубоко матовой, что особенно важно для моделей-копий
самолетов периода 2-й мировой войны. Художественные краски сохнут
один-два дня - это единственный их недостаток.
Специально готовить поверхность модели под окраску кистями не надо,
достаточно вымыть ее в теплой воде зубной щеткой с мылом. Кстати, о
кистях: нужны одна-две круглые № 1-3-для покраски деталей и две-три -
плоские № 5-9. Размеры кистей зависят от размеров модели - чем крупнее
модель, тем большего размера следует брать кисти. Кисти должны быть
полужесткими, волосяными (лучше из колонка, соболя или барсука).
Щетинные для столь тонкой работы не годятся. Последовательность
Нанесения красочного слоя - от более светлого к темному.
Богатые возможности при окраске моделей дает аэрограф. Конечно, работать
с ним гораздо сложнее, чем с кистью, зато получается идеально гладкая
поверхность, матовая или блестящая. Кроме того, использование аэрографа
позволяет передавать различные типы защитной окраски (камуфляжа),
имитировать следы эксплуатации, ремонта, влияния атмосферных явлений и
т. п.
В качестве источника сжатого воздуха чаще всего используется компрессор
от бытового холодильника, хотя его и необходимо доработать. Прежде всего
из пусковой коробки удалите нихромовую спираль, заменив ее отрезком
медного провода (все это, естественно, можно проделывать только на
компрессоре от холодильника, пришедшего в не-
годность, посоветовавшись с родителями и при их содействии!). Спираль
можно и не заменять, однако в этом случае компрессор может остановиться
в самый неподходящий момент. Следует помнить, что агрегат от
холодильника не рассчитан на длительную работу, поэтому не заставляйте
его работать вхолостую.
Часто из выходной трубки компрессора вместе с воздухом вылетают
небольшие капельки масла, их попадание на окрашиваемую поверхность
крайне нежелательно. Поэтому на выходе следует поставить маслофильтр или
отстойник, который будет также играть роль ресивера - накопителя,
сглаживающего толчкообразное поступление воздуха. Его можно сделать из
камеры футбольного мяча. От резинового шланга длиной не менее 2 м,
плотно надетого на штуцер аэрографа, отрежьте кусок размером около 0,5
м. Один его конец наденьте на выходную трубку компрессора и уплотните
хомутом и изолентой. Второй конец введите в камеру вместе с концом
длинного отрезка шланга и также уплотните соединение. Стремитесь достичь
полной герметичности, чтобы избежать падения давления воздуха.
А как быть тем, кому не удалось достать ни аэрограф, ни компрессор?
Здесь на помощь может прийти обычный пульверизатор. Такой распылитель
поможет и при окраске модели, однако стандартным прибором, к сожалению,
удается воспользоваться лишь 1-2 раза, после чего он совершенно
забивается краской.
Несложные доработки помогут превратить его в надежный "краскопульт". Для
этого надо изменить радиусы изгиба внешней и внутренней трубок и
укоротить хвостовик внешней, как показано на рисунке 3, а. Цель такой
модернизации - обеспечить возможность разработки и сборки прибора.
Тонкая внутренняя трубка должна легко выдвигаться из внешней. Это
позволит промывать детали пульверизатора в растворителе после
окрашивания.
Рис. 3. Самодельные аэрографы-распылители для
нитрокрасок: а - аэрограф на базе бытового пульверизатора; б -
самодельный аэрограф на базе микрокомпрессора для аквариума; в -
аэрограф в паре с бытовым сифоном для газированной воды.
Немного о приемах пользования таким распылителем. Прежде всего
необходимо, изменяя положение форсунки, добиться мелкодисперсности
факела. При этом длина последнего должна составлять около 0,4 м. Перед
работой краску обязательно надо профильтровать. Под рукой у вас всегда
должен быть флакон с растворителем для нитрокрасок. Как только красящее
"облако" становится неоднородным и из форсунки начинают лететь сгустки
краски, флакон с краской надо заменить на флакон с раствори гелем.
Несколько "качков" резиновой грушей - и прибор вновь готов к работе.
Закончив окраску, не забудьте убрать все за собой и тщательно промыть
растворителем все детали.
Довольно приличный аэрограф-распылитель можно сделать и на основе
микрокомпрессора для подачи воздуха в аквариум и двух пустых стержней от
шариковой ручки (рис. 3, б). Из стержней нужно вынуть шарики, стараясь
при этом не деформировать их наконечниками, и соединить их под прямым
углом друг к другу при помощи соответствующего приспособления (например,
обоймы из жести). Затем на один стержень надо надеть шланг от
компрессора, а другой опустить в баночку с краской. Аэрограф готов к
работе. Подачу краски можно регулировать как изменением положения
стержней, так и регулировочным винтом на компрессоре.
Может случиться так, что в вашем распоряжении окажется настоящий
промышленный аэрограф, но без компрессора. В качестве источника давления
можно порекомендовать обыкновенный бытовой сифон для приготовления
газированной воды (рис. 3, в). При этом воду в емкость заливать не надо,
зато последовательно зарядите сразу два баллончика с углекислотой.
"Носик" сифона соедините с аэрографом резиновым шлангом. Одной такой
зарядки хватает надолго.
А вот последнюю рекомендацию, без сомнения оценят те из вас, кто уже
принимал участие в выставках и соревнованиях по стендовому моделизму.
Дело в то, что стендовые модели требуют к себе весьма "деликатного"
отношения и, случается, получают при транспортировке нежелательные
повреждения. Но если отломившуюся деталь легко приклеить (был бы клей!),
то везти с собой аэрограф, компрессор или даже просто пульверизатор
только для того, чтобы подкрасить кое-где облупившуюся краску, весьма
затруднительно. Конечно, это можно сделать и кисточкой, но на "задутой"
распылителями поверхности такой ремонт бывает сразу же заметен и только
ухудшает внешний вид модели.
"Ремонт в полевых условиях" становится вполне возможен, если
использовать простейший карманный пластмассовый ингалятор, переделать
который в распылитель-пульверизатор- дело считанных минут (рис. 4).
Через крышку баночки пропустите тонкую трубку или донорскую иглу 3, а
для выхода воздуха проделайте в крышке отверстие или вставьте отрезок
трубки 4.
Рис. 4. Карманный распылитель для нитрокраски: 1
- краска; 2 - баночка из-под клея; 3 - игла; 4 - трубочка для выхода
воздуха; 5 - шланг для подачи краски; 6 - распылительный узел; 7 -
резиновая "груша".
Пластмассовый шланг 5 (он есть в комплекте) служит для подачи краски
к распылительному узлу 6. Теперь налейте нитрокраску в капроновую
баночку из-под клея для сборных моделей и можете приступить к работе.
Следует учесть, что для покраски моделей при помощи всех этих устройств
больше всего подходят нитроэмали. Перед их нанесением поверхность модели
требуется загрунтовать, применяя состав, состоящий из четырех частей
ацетона и одной части глифталевой грунтовки ГФ-21. Компоненты
взбалтывают, после чего им надо дать время отстояться в плотно
закупоренной посуде. Полученную прозрачную жидкость розоватого цвета
непосредственно перед окраской наносят аэрографом на модель - благодаря
этому нитрокраска "приваривается" к пластмассе. Перед окраской
нитроэмаль нужно развести ацетоном или растворителями (646; 647): краска
должна быть жидкой, но не "прозрачной". При работе аэрографом соблюдайте
следующие правила: нажимайте клавишу подачи краски, направляя аэрограф в
сторону от модели, иначе на поверхность могут попасть первые крупные
брызги-кляксы. Держите аэрограф на расстоянии 15...20 см в зависимости
от диаметра сопла и от того, какие детали окрашиваются. Рука с
аэрографом все время должна находиться в движении, иначе на поверхности
могут образоваться потеки. Помните, что время полного высыхания
нитроэмалей-1 ч, поэтому каждый слой должен как следует просохнуть.
А теперь несколько слов о том, как решить проблему с краской "под
серебро", без нее не обойтись при изготовлении моделей-копий.
Некоторые наборы пластиковых моделей самолетов комплектуются отличной
краской "под серебро". Но вот беда - даже если вам посчастливится
приобрести такую модель, стоит только открыть флакончик, как через
непродолжительное время состав загустевает и приходит в негодность. Да и
не всегда хватает этой краски, замена же ее другими составами дает,
мягко говоря, неудовлетворительные результаты.
Но, оказывается, даже на базе доступных пигментов можно самому
приготовить отличную краску. Для этого, кроме алюминиевой пудры из
обычного комплекта, имеющегося в продаже в хозяйственных магазинах,
понадобятся пихтовый лак (его можно приобрести в специализированных
художественных магазинах) и растворитель 646. Смесь приготовляется в
цилиндрическом стеклянном пузырьке (например, из-под пенициллина), в
который засыпают две объемные части пигмента, а с помощью пипетки
вливают одну часть пихтового лака и еще две - растворителя. Полученную
массу взбалтывают. Для поднятия со дна оседающего I при хранении
пигмента полезно поместить в пузырек один-два шарика от
велосипедного подшипника.
Сохнет самодельная краска 20... I 25 мин и по внешнему виду практически
ничем не отличается после высыхания от краски-"эталона".
А вот некоторые моделисты готовят эту краску из небольшого количества
(20...500 мг) алюминиевой пасты (не пудры!) и растворителя 646. В смесь
добавляют нитролак. Красить можно и кистью, и аэрографом. Перед
напылением модель рекомендуется покрасить в белый цвет.
Снять краску с уже окрашенных стендовых моделей поможет
концентрированный раствор едкого натра (каустической соды), в который на
1-2 суток погружают модель. Перед снятием краски необходимо отклеить
фонарь кабины, так как прозрачный полистирол в этом растворе мутнеет.
Для нанесения на модель четких границ цветов проще всего делать "маски"
из мокрой газетной бумаги или же окрашивать отдельные детали модели
(например, верхние и нижние поверхности крыльев) до их соединения.
Самоклеющаяся липкая лента типа "скотч" обладает слишком сильной клеящей
способностью и нередко отдирается вместе с краской, поэтому при
использовании следует припудривать ее поверхность тальком или зубным
порошком.
Если нужно воспроизвести размытый камуфляж, маску, вырезанную из плотной
бумаги или прозрачной пленки, держат на расстоянии нескольких
миллиметров от поверхности модели, осторожно напыляя краску. Прием этот
достаточно прост, однако, чтобы не испортить модель, нужно
предварительно потренироваться - "набить руку" на ненужных кусках
полистирола или бумаге. Зато при известном навыке пятна камуфляжа можно
наносить и без маски.
После того как модель будет окрашена, дайте ей как следует высохнуть и
только потом переводите на нее декали. Если необходимо получить матовую
поверхность, жидко разведенным нитролаком с большого расстояния задуйте
модель, предварительно закрыв масками прозрачные детали - фонари, фары и
т. п. Для этой же цели можно воспользоваться бесцветным матовым лаком
или же красить нитрокраской с добавленным в нее зубным порошком.
Естественно, что при окраске модели очень многое будет зависеть и от
конструкции самого самолета-прототипа и тех материалов, из которых он
был сделан.