Чтобы собираемая вами модель-копия самолета действительно была
качественной, она должна быть максимально достоверной. А для этого
необходимо хорошо разбираться в истории развития авиации, иметь
представление о технологии авиационного производства, особенностях
применения крылатой техники, ее эксплуатации в разных условиях. Без
этого весь труд может пропасть впустую. Поэтому здесь мы постараемся
кратко познакомить вас с тем, из чего были сделаны те или иные самолеты,
какие несли на себе опознавательные знаки и эмблемы. Все это поможет вам
в работе. При сборке моделей самолетов периода,первой
мировой войны вы должны учитывать, что корпуса большинства из них
изготавливали из древесины и обшивали авиационной фанерой или полотном,
пропитанным нитролаком и имевшим потому жел: товатый оттенок. Структура
полотна, которым обтягивали самолеты, была неразличима даже на реальной
машине (ведь поверхность летательного аппарата тщательно окрашивалась и
полировалась), поэтому пытаться воспроизвести ее на модели не стоит.
Модель биплана следует покрасить еще до окончательной сборки, а потом
соскрести краску в местах стыковки узлов, потому что клей не даст
прочного соединения на лакокрасочном покрытии.
При окраске учтите особенности камуфляжа разных стран. Во время
гражданской войны пилоты Красной Армии летали как на самолетах,
захваченных в боях, так и на производившихся на отечественных заводах.
Наиболее распространенными самолетами-истребителями были машины марки "Спад"
и "Ньюпор", которые в русской, а затем и в Красной Армии окрашивались в
серебристый цвет. Известно, что эти машины сильно изнашивались, а ремонт
их проводился в полевых условиях, поэтому при окраске деталей,
имитирующих полотняные и фанерные части, в алюминиевую краску нужно
добавить немного матовой белой или светло-серой. Это даст эффект
выцветшей поверхности.
Захваченные у интервентов и белогвардейцев самолеты английского
производства обычно не перекрашивались, а новые опознавательные знаки
наносились вручную прямо на сине-бело-красные английские кокарды. При
желании можно имитировать заплаты на поврежденных частях фюзеляжа или
крыла, окрашивая их в основной цвет более светлого оттенка. Обычно
заплаты имели форму круга или четырехугольника.
На самолетах периода первой мировой войны при многоцветном камуфляже
граница цветов была выражена четко. На самолетах кайзеровской Германии
полотняная обшивка крыльев и фюзеляжа имела вид многоцветных
многоугольников правильной геометрической формы. Интересно, что полотно
поступало на авиазаводы уже будучи окрашенным на ткацкой фабрике. Но на
модели подобный тип камуфляжа лучше всего имитировать кистью, хотя эта
работа и требует определенного навыка. Окраска самолетов этого периода
обычно была полуматовой, хотя только что сошедшие с конвейера машины
имели идеально блестящую поверхность; в процессе эксплуатации они быстро
теряли свой вид.
При окончательной отделке и доводке модели времен первой мировой войны
необходимо помнить о следующих мелочах: деревянные воздушные винты
подвергались тщательной полировке, поэтому при окраске винта модели
нужно имитировать фактуру дерева и его цвет. Если модель достаточно
велика, то винт можно сделать из древесины или фанеры и не красить.
Металлическая накладка на втулку винта - тусклого серого цвета. Картер и
цилиндры двигателя окрашиваются под тусклый металл. Для этого можно в
серебристую краску добавить темно-серую или коричневую или обе в
различных пропорциях. Толкатели цилиндров надо делать ярко-серебристого
цвета, а выхлопные трубы - под цвет ржавчины, который они приобретали в
процессе длительной эксплуатации. Пулеметы надо покрывать темно-серой
краской и кое-где "подстаривать" мазками под тусклый металл.
Шины на колесах самолетов-ветеранов имели ярко выраженный серый оттенок,
поэтому, прежде чем красить колеса шасси, необходимо добавить в матовую
черную краску изрядное количество белой или же намешать в черную
блестящую краску зубного порошка. Чтобы имитировать потеки грязи на
колесах, в темно-коричневую краску добавить белую, тщательно размешать и
аккуратно нанести кисточкой в желаемом месте. Главное при этом - не
положить слишком много краски. Дымные полосы от выхлопных газов лучше
всего наносить аэрографом, причем цвет выхлопных загрязнений на фюзеляже
может иметь темно-се-рый или серо-коричневый оттенок. Работа эта требует
аккуратности и тщательности, при ее выполнении следует руководствоваться
правилом "лучше меньше, чем больше".
В годы второй мировой войны применялись различные виды камуфляжной
окраски, которые условно можно выделить в три группы: "рубленый" -
камуфляж с резкой, геометрически изломанной границей цветов; "волнистый"
- когда имеется волнообразная граница цветов; "пятнистый" - когда на
крылья и фюзеляж самолета наносятся различные цветовые пятна. Граница
между цветами могла быть размытая или четкая. Для моделей-копий,
выполняемых в больших масштабах, это вопрос второстепенный, так как в
этом случае граница цветов будет выглядеть четкой в любом случае, но
масштаб 1:24 или 1:32 позволяет имитировать "размытость" цветовых границ
камуфляжа.
Важное значение имеет вопрос о степени блеска лакокрасочного покрытия,
нанесенного на модель. Как слишком блестящая, так и слишком матовая
окраска модели делают ее недостоверной. В отличие от автомобилей
самолеты того времени, за редким исключением, не имели полированной
поверхности, но, с другой стороны, нельзя забывать об эффекте
масштабности. Модель в масштабе 1:72 с расстояния 0,25 м выглядит (или
должна выглядеть) так же, как реальный самолет с расстояния примерно 18
м. А на таком расстоянии даже матовая краска приобретает для наблюдателя
некоторый блеск. Поэтому наиболее достоверной является такая степень
блеска, которая получила меткое название "яичная скорлупа". Это ровное,
полуматовое покрытие, по блеску напоминающее скорлупу свежего куриного
яйца, производит самое выгодное впечатление.
Следует отметить, что точного оттенка того или иного цвета, в который
красились самолеты, сейчас уже точно и не укажешь даже для тех стран,
где на этот счет существовали самые строгие указания. Солнце, дождь,
роса, ремонтные работы, неизбежное старение краски и даже просто
недостаточно хорошее ее размешивание перед употреблением вызывали самые
причудливые изменения в окраске самолетов.
При окрашивании моделей необходимо знать, что до войны большинство
советских самолетов ВВС окрашивались в светло-серый и серебристый цвета.
Потом основной окраской стал темно-зеленый с небольшим коричневым
оттенком цвет на верхних и боковых поверхностях. Нижние плоскости были,
как правило, голубого цвета. В начале 1941 г. было принято указание по
маскировочной окраске самолетов. Перекрашивание их производилось в по-
левых условиях, из-за чего нижние поверхности иногда оставались
первоначального светло-серого цвета, а на основной зеленый фон
наносились большие округлые пятна коричневого или черного цветов. Иногда
и на верхних плоскостях оставались пятна первоначальной окраски, что
создавало весьма редкий для советской авиации трехцветный камуфляж.
В окраске советских самолетов периода Великой Отечественной войны можно
отчетливо выделить два этапа. Первый (начальный) характеризовался
большим разнообразием схем раскраски, что было связано как с отсутствием
достаточного опыта в этой области, так и с внезапностью нападения
фашистской Германии. Сначала все новые самолеты Яковлева, Лавочкина и
Микояна, выпуск которых был освоен еще до войны, выпускались в старой
защитной окраске. Со второй половины
1941 г. все самолеты, выходившие из сборочных цехов авиазаводов,
получили камуфляжную окраску в виде больших пятен коричневого и зеленого
цветов. Причем коричневая краска имела зеленый оттенок, а зеленая,
наоборот,- коричневый. Такая схема использовалась как для дневных, так и
для ночных самолетов почти на всех фронтах. У большинства самолетов
поверхности снизу красились в голубой цвет.
В первую военную зиму 1941 -1942 гг. самолеты
имели зимний камуфляж бело-серой или белой окраски. Нижние поверхности
оставались голубого цвета. Интересно, что весной 1942 г. в результате
воздействия погодных условий на самолетах появился так называемый "весенний"
камуфляж, когда сквозь белую краску начали проступать первоначальные
цвета. В то время как самолеты, дейст- [ вовавшие обычно днем, имели
голу- 1 бую окраску нижних поверхностей ! (светло-серый цвет применялся
лишь для окраски некоторых многомоторных самолетов), ночная авиация
имела нижние поверхности черного цвета. В основном это были
бомбардировщики, транспортные и связные самолеты, летавшие в тыл
противника, например Ли-2, По-2 и т. д. Иногда эти самолеты окрашивались
сверху и с боков специальной матовой темной сине-зеленой краской.
Некоторые самолеты были целиком черного цвета.
Для окраски советских самолетов использовались и другие схемы окраски.
Например: травянисто-зе-леный и черный цвета для местности с богатой
растительностью; песчаный и коричневый цвета - для южных участков фронта;
небольшие пятна коричневого цвета на зеленом фоне- в основном на юге
Украины и на Кавказе в 1942-1943 гг.
На некоторых машинах (как правило, многомоторных) использовался даже
трехцветный камуфляж, где сочетались пятна серого, зеленого и
коричнево-зеленого цветов (Ли-2) или светло-зеленого, охрового и
черно-зеленого цветов (Як-6).
Во второй половине войны, т. е. с середины, 1943 г., окраска советских
самолетов коренным образом изменилась. Она становилась более стандартной
и представляла собой сочетание двух оттенков серого цвета - более
темного и светлого, а под самый конец войны самолеты имели однотонную
серо-зеленую окраску. Это относится в первую очередь к таким машинам,
как Ла-5фн, Як-9, Як-3, Ла-7, Ту-2 и т. д.
Фото ЯК-9
Среди самолетов советских ВВС нельзя обойти
вниманием и достаточно большую группу машин, окрас-
ка которых отличалась от стандартной по совершенно другим причинам. Речь
идет об авиационной технике, поставлявшейся нам союзниками по ленд-лизу
(военной помощи), как правило, в своем первоначальном виде. Так,
самолеты английского производства имели пятна темно-зеленого и темного
земляного (коричневого) цветов, а позднее - сочетания серо-зеленого и
темно-серого "морского" цветов. Нижние поверхности этих машин имели цвет
"утиных яиц" или красились в светлосерый цвет. Самолеты США были
однотонного оливкового (грязно-зе-леный с коричневым оттенком) цвета
сверху и светло-серого снизу. Лишь постепенно эти машины перекрашивались
по советским стандартам. Применение средств радиолокации и создание
принципиально новой реактивной техники поставило перед военными
специалистами принципиально новые задачи по камуфлированию боевых
самолетов. Вот почему в США, Великобритании, ФРГ и некоторых других
странах к этой работе сегодня широко привлекаются инженеры, врачи,
психологи, художники, используется самая современная техника.
В первые послевоенные годы большинство реактивных самолетов, в
особенности наши, советские, вообще не окрашивались и имели
се-ребристо-серый цвет, который постепенно был заменен камуфляжной
окраской. Самолеты типа Ту-16, Ту-20 и Ту-22 так и остались серебристыми.
Читайте продолжение...