Те из вас, кто по-настоящему увлекается собиранием масштабных
моделей-копий авиационной техники, рано или поздно приходят к выводу,
что полную коллекцию, охватывающую все типы, варианты и модификации
самолетов, собрать практически невозможно. Что же касается конструкций
редких самолетов, то их сборные аналоги вообще не выпускаются
промышленностью. Так что приходится самостоятельно изготавливать эти
модели.
Многие предпочитают для этой работы древесину но интересные. Более подробно о том, как делать из древесины модели
самолетов в масштабе 1:50, см. в книге: Лагутин О. В. Самолет на столе,-
М.: ДОСААФ. 1988.
и по-настоящему ценные самодельные модели-копии можно делать и из других
материалов. Среди них важное место занимает латунная, медная и стальная
проволока различной толщины, из нее получаются, например, отличные
остовы примитивных самолетов-этажерок, строившихся в начале века. Такие
модели особенно интересны еще и потому, что их сборные аналоги
практически не выпускаются.
С тех пор как 17 декабря 1903 г. американцам братьям Райт удалось
совершить первый установившийся полет на самолете собственной
конструкции, их последователями были, созданы десятки, если не сотни
самых необычных аэропланов. Одни из них летали плохо, другие не летали
совсем, третьи можно было бы сразу отнести к разряду курьезов, но тем не
менее именно с этих робких шагов началось практическое освоение пятого
океана.
Достаточно прост для копирования и в то же время весьма эффектен один из
первых неплохо летавших самолетов "Демуазель" известного французского
конструктора дирижаблей А. Сантос-Дюмона, построенный им в марте 1909 г.
Самолет (рис. 9) имел трехгранный фюзеляж ферменной конструкции. Для
поперечной управляемости в нем было применено перекашивание крыла,
причем тяги управления перекашиванием в связи с тем, что обе руки пилота
были заняты рычагами управления, крепились к его куртке. Наклоняясь в
стороны, летчик мог управлять машиной в поперечной плоскости, а сам
сидел на трехколесной тележке, соединенной с крылом стойками и
расчалками. Силовые элементы самолета были сделаны из тонких
металлических трубок и бамбуковых стержней, обшивка поверхностей
выполнялась из шелка. Самолет имел длину 8 м, размах крыла - 5,1 м,
площадь крыла-10 м2. Мощность двигателя составляла 30 л. е., взлетный
вес - около 200 кг, а скорость - до 90 км/ч.
Рис. 9. Основные проекции самолета Сантос-Дюмона
"Демуазель".
Такую модель хорошо делать в достаточно большом масштабе, скажем
1:32, чтобы иметь возможность показать мелкие детали и особенности
конструкции. Прежде всего нужно заготовить для нее материал: проволоку
разного диаметра, медные или латунные трубочки.
На первый взгляд кажется невозможным воспроизвести из проволоки
бамбуковые балки фюзеляжа, однако эта работа вполне по плечу тем, кто
умеет хорошо паять, вот только жало паяльника для этой операции придется
сильно сточить и сделать более тонким. Прежде всего балки фюзеляжа
слегка обточите на конус, а в местах крепления поперечных стоек напаяйте
отрезки металлических трубок. Затем на балки напаяйте кольца из тонкой
проволоки, а то и просто наклейте нитки, имитирующие бамбуковые колена.
После этого балки соедините поперечными стойками и получите фюзеляж, к
которому и припаяйте отрезки проволоки для вертикального и
горизонтального оперения, рукоятки управления и крылья. Последние тоже
спаяйте из проволоки разного диаметра, выгибая по чертежу нервюры
("ребра" крыла) и детали продольного набора.
Наиболее трудоемок в изготовлении двигатель - он делается из трубок
различной толщины, отрезков полистирола от вязальных спиц и тонкой
проволоки.
Бензиновый бак изготовить проще- это Цилиндр и конус, которые можно
свернуть из бумаги. Воздуш-
ный винт вырежьте из липы или склеенного под давлением (используйте для
этой цели наполненный водой бидон) разноцветного шпона, позволяющего
после обработки получить на поверхности винта очень красивый рисунок
древесины. Двигатель и бак окрасьте под цвет серебристого металла, а
винт покройте лаком.
Обтяжку оперения и крыльев так же, как и на самолете-прототипе,
выполните из тонкой ткани, например батиста. Проволочный каркас смажьте
клеем или эмалитом АК-20, после чего наложите на него кусочки ткани.
Обрезать ее можно только после того, как клей хорошо высохнет, и не
ножницами, а лезвием безопасной бритвы. Края, чтобы они не мохрились,
смажьте клеем или приклейте к ним более толстую нить, подходящую по
цвету. Лучше всего, если ткань для обтяжки будет белой, тогда после
того, как вы ее пропитаете нитролаком, она приобретет вид, характерный
для самолетной обшивки тех лет.
Остов модели окрасьте "под дерево" кисточкой. При этом слой краски
зальет колечки на балках фюзеляжа и сделает их очень похожими на
сделанные из бамбука.
Остается сделать колеса - это потребует от вас поистине филигранного
мастерства. Сначала из листового полистирола вырежьте четыре
обода-кольца и столько же крошечных кружочков-втулок. Из полистироловых
литников вытяните нити и наклейте их в виде спиц на обода и втулки.
Обода склейте, причем между втулками вставьте отрезки латунных трубочек
под оси из проволоки. Остается покрасить "спицы" серебристой краской, а
обода - черной, намешав в нее побольше зубного порошка, и колеса готовы.
Всевозможные растяжки и тросики на модели сделайте из медной
трансформаторной проволоки и окрасьте их серебристой краской. Пропустите
их через крыло, фюзеляж и припаяйте к вертикальной стойке над двигателем
и к концам хвостового оперения.
Модель будет еще более достоверной и зрелищной, если посадить на сиденье
пилота из пластики в черной "кожаной" куртке и с обязательным белым
"шелковым" шарфом, который авиаторы повязывали, чтобы кожаным воротником
не натирать себе шею.
Коллекция таких авиамоделей не может не вызвать интереса. Однако не
меньшей редкостью представляются и модели тех самолетов, которые
только-только появились, проходят испытания или только что вышли на
авиалинии. Их сборные модели промышленность выпустит еще не скоро, а вот
вы имеете возможность сделать их сразу. Наиболее полную информацию можно
получить в отечественных специализированных журналах -
"Моделист-конструктор", "Крылья Родины", "Зарубежное военное обозрение",
а также зарубежных - "Моделар", "Летецтви Космонаутика", "Флюг-Ревю", "Модельбаухойте",
"Интервиа". В них бывают и чертежи и описания новых самолетов,
публикуются фотографии отдельных узлов и виды расскраски.
Наиболее удобны для изготовления таких моделей масштабы 1:100, 1:144,
так как чертежи, по которым их приходится делать, на первых порах бывают
весьма условны.
Поскольку в этих масштабах модели невелики по размерам, наилучшим
материалом для них является листовой полистирол толщиной 1... 1,5 мм.
Самые тонкие детали - опе-
рение бомб и ракет, аэродинамические гребенки на крыльях, створки шасси
- можно сделать из тонкого полистирола от пищевых упаковок. Для
изготовления подвесных баков, контейнеров и другого оборудования можно
использовать полистироловые вязальные спицы различного диаметра или
крючки; для стоек шасси, антенн, вооружения - растянутые над пламенем
свечки полистироловые литниковые стержни от сборных моделей или все те
же спицы.
Корпус модели склеивается для получения нужной толщины из нескольких
пластин, а нужные очертания ему придаются с помощью надфилей. Крылья,
стабилизатор и киль сначала выпиливают лобзиком, после чего обтачивают,
чтобы придать требуемый аэродинамический профиль. Готовые детали
тщательно шлифуют.
Фонари пилотских кабин штампуются из прозрачного полистирола так же, как
и для модели Пе-2, только по размеру они более миниатюрны.
О том, как красить подобные модели, подробно рассказано на с. 154.
Что же касается выбора прототипа, то сегодня вряд ли можно найти самолет
более популярный и известный, чем советский истребитель МиГ-29 (рис.
10), да это и не удивительно. Именно этот самолет произвел сенсацию на
международном авиасалоне в 1988 г. в Фарнборо (Великобритания).
Скоростной, ско-роподъемный и маневренный, он может временами лететь
чуть ли не "задним ходом", проделывая фигуру, названную на Западе
"колокол". Для моделиста, чтобы рассчитать масштаб модели, требуется
знать размеры самолета. У МиГ-29 они составляют: длина-17,2, высота-4,4
и ширина - 11,5 м.
Рис. 10. Самопет МиГ-29 (устройство и изменение
схемы забора воздуха при посадке и взлете): а - на земле; б - в воздухе;
в - во время переходного режима; 1 - приемник воздушного давления
(трубка Пито); 2 - радиопрозрачный обтекатель антенны РЛС; 3 - антенна
РЛС; 4 - инфракрасный датчик; 5 - кабина; 6 - катапультируемое кресло; 7
- фюзеляж; 8 - антенна УКВ связи; 9 - предкрылок; 10 - крыло; 11 -
элерон; 12 -закрылок; 13 - двигатель; 14 - киль; 15 и 19- антенна УКВ;
16 и 20 - руль направления; 17 - тормозной щиток; 18 - контейнер
тормозного парашюта; 21 - поворотный стабилизатор (руль высоты); 22 -
устройство для снятия статического электричества; 23 - аэронавигационные
огни; 24 - управляемая ракета класса "воздух-воздух"; 25-левая стойка
шасси; 26 - воздухозаборник; 27 - передняя стойка шасси; 28 -
30-миллиметровая авиационная пушка.
Рис. 11. Модель самолета МиГ-29 в основных
проекциях.
У самолета не один, как на большинстве его собратьев, а два киля -
это улучшает управление. Есть у него и другие конструктивные
особенности. Например, изменяющаяся схема воздухозабора. Как только
передняя стойка шасси при посадке коснется земли, тотчас же закрываются
оба воздухозаборника двигателей, так что теперь можно не опасаться, что
в них попадут пыль и песок, другие посторонние предметы с
взлетно-посадочной полосы. А воздух в компрессоры при этом поступает
через жалюзи наверху крыла.
И конечно же, самолет имеет совершенное радиолокационное оборудование,
надежные средства связи и опознавания, мощное ракетное, артиллерийское и
бомбовое вооружение.
...Таков МиГ-29-современное оружие нашей армии, модель которого вы
сможете изготовить для своей коллекции по проекциям и сечениям этого
самолета, приведенным на рисунке 11.