Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
26.02.2015 20:20
Изобретаем веломобиль, как сделать
веломобиль своими руками
Что такое веломобиль?
Все ощутимее становится влияние увлечения велосипедом на здоровье
горожан. Бесстрастная статистика свидетельствует о прогрессивном
уменьшении запыленности и загрязненности воздуха выхлопными газами
автомобилей. Сократился объем продажи спиртных напитков. Заметно
снизились заболеваемость шяуляйцев, число невыходов на работу и затраты
на оплату больничных листов. На всех предприятиях возросла
производительность труда.
В Шяуляе стал традиционным весенний месячник велосипеда. В последнее
воскресенье мая он завершается массовым велофестивалем - Днем
велосипедиста. В этот день при любой погоде весь город выходит на улицы,
чтобы посмотреть соревнования школьников на "Орленках" и "Ласточках"
местного веломоторного завода "Вайрас", старт многодневной велогонки
"Вокруг советской Литвы" и финиш 100-километрового велопробега
Паневе-жис - Шяуляй для любителей велосипеда всех возрастов. Праздник
завершается торжественным парадом велосипедной колонны через центр
города к летней эстраде, где вручаются призы победителям. Впереди
колонны несут эмблему праздника - велосипед, вписанный в улыбающееся
сердце. Над колонной разносится дробь барабанов, звучит музыка духового
оркестра.
В составе праздничной колонны движутся самодельные веломобили, прибывшие
в Шяуляй из городов России, Украины, Белоруссии, Прибалтики и Средней
Азии. В 1983 году их было 15, в следующем - 25, в 1985 - 40. В 1986 году
конкурсная комиссия, рассмотрев большое число заявок и взвесив
возможности гостеприимного, но небольшого города, допустила к участию в
соревновании самоделок немногим более 50 педальных машин. Но уже в
следующем году их количество почти удвоилось. Так на наших глазах
рождается новый вид транспорта, спорта и туризма, у колыбели которого
стал город велосипедистов Шяуляй. Всесоюзный конкурс веломобилей,
ежегодно проводимый в День велосипедиста, тоже стал традиционным.
Что же такое веломобиль?
Профессор Московского автодорожного института Н. А. Нарбут определяет
веломобиль как экипаж, приводимый в движение мускульной силой, который,
в отличие от велосипеда, имеет кузов или тент для защиты от дождя и
солнца, не менее трех колес, идущих не по одной колее, и упрощенные, но
удобные кресла со спинками. Признаки эти до настоящего времени не
узаконены. Многие считают, что веломобилю не обязательно иметь все три
признака - достаточно любых двух.
Энтузиасты полагают, что веломобиль - это транспорт здоровья, бодрости и
силы, удачно объединяющий простоту, экономичность и экологичность
велосипеда с комфортом автомобиля. В его названии "вело" - это педальный
привод, более эффективный, чем велосипедный, за счет рациональной
посадки и включения в работу мышц спины, "мобиль" - это автомобильная
устойчивость, свободная поза, удобное сиденье и крыша над головой.
Современному горожанину больше забот доставляют не дальние поездки, где
к его услугам все виды общественного транспорта, а относительно короткие
повседневные маршруты за покупками в магазин или на рынок, в мастерскую
или прачечную. Пешие переходы требуют много времени, а с тяжелой ношей в
руках не доставляют большого удовольствия.
Сельскому жителю, владельцу дачи или садового участка короткие поездки с
серьезным грузом приходится совершать еще чаще, причем по таким дорогам,
которые временами недоступны и для общественного, и для личного
автотранспорта. Не всегда выручает и велосипед с его неустойчивостью,
беззащитностью перед непогодой и малой грузоподъемностью.
Во всех этих случаях мог бы очень пригодиться веломобиль. Он может быть
одно-, двух- и многоместным. Его грузоподъемность превышает 100 кг. Для
хранения в городских квартирах разработаны малогабаритные и складные
конструкции, "карманные" мини-веломобили, веломобили-чемоданы.
У веломобиля много общих с велосипедом проблем: велодорожки и велополосы,
велостоянки, пункты проката, ремонта и технического обслуживания.
Сегодня наши дороги и улицы городов, на которых тесно скоростным
автомобилям, не готовы принять массу экипажей с мускульным приводом.
Увы, поездка в веломобиле по Садовому кольцу столицы или пригородным
автострадам в окружении грохочущих грузовиков и почти на одном уровне с
их выхлопными трубами оставляет не только приятные впечатления.
Но, кроме автомагистралей, есть микрорайоны с низкой интенсивностью
движения автотранспорта, закрытые для автомобилей торговые кварталы и
улицы, курортные зоны, наконец, небольшие города, которых у нас
большинство. Здесь веломобиль, как и велосипед, в ближайшее время должен
стать полноправным транспортным средством.
Веломобиль можно "обучить" множеству рабочих профессий на производстве и
в сфере обслуживания. Например, вспомогательный внутрицеховой транспорт,
ведомственная охрана больших объектов, местное транспортное обслуживание
разного рода экспедиций, почтальон, курьер, дворник, развозчик
продовольственных заказов, белья из прачечной или одежды из химчистки.
"Лечебные" веломобили нужны для реабилитации выздоравливающих после
различных травм, сердечно-сосудистых и других заболеваний.
Чтобы получить необходимую современному человеку ежедневную порцию
физической нагрузки, нужно выкраивать время для посещения стадиона или
бассейна, а его так всегда не хватает. Веломобиль позволяет расправиться
с пресловутой гиподинамией между делом - по дороге на работу, в магазин,
на садовый участок.
Веломобиль нужен в зонах массового отдыха, на территориях выставок и
музеев на открытом воздухе, лесопарках и парках культуры, где могут быть
созданы пункты проката и аттракционы. Если водный велосипед прочно
прижился на лодочных станциях, то его сухопутный собрат сможет гораздо
разнообразнее использоваться для активного отдыха в выходные дни и
многодневных туристических маршрутов, особенно людьми среднего и
пожилого возраста.
В США и других странах часто по индивидуальным заказам изготавливают
веломобили для инвалидов, позволяющие им не только чувствовать себя
полноценными велотуристами, но и участвовать в азартных спортивных
состязаниях.