Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
26.02.2015 20:23
Изобретаем веломобиль, как сделать
веломобиль своими руками
Правдивые были о веломобиле, от "гэлеполя" к "самобеглой коляске"
Транспортные машины, приводимые в движение мускульной силой человека,
были известны еще во времена седой древности.
В IV веке до новой эры Посейдониос - военный инженер короля Филиппа
Македонского - изобрел "геле-поль"- штурмовую башню с мускульным
приводом, которую передвигали находившиеся в ней люди. В такой башне
греческие воины могли безопасно подобраться к стенам вражеской крепости.
С помощью ручных лебедок и полиспастов они приводили в движение огромные
колеса, связанные канатами с небольшими ведущими катками ходовой части.
Некоторые из штурмовых башен были управляемыми.
Сын Филиппа Александр Македонский в 332 году до новой эры использовал
самоходные штурмовые башни при осаде финикийского города Тира. Высота
многоэтажных "гелеполей" Александра достигала 53 метров, что значительно
превышало высоту стен осажденной крепости. Самоходные осадные орудия
разных размеров и конструкций упоминаются и в хрониках более позднего
времени.
Одновременно с гигантскими штурмовыми башнями конструировали и легкие
экипажи с мускульным приводом. Одним из первых в исторических источниках
упоминается "гамаксион" Дионисия Младшего - тирана Сиракуз. "Гамаксион"
успешно участвовал в состязаниях с конными повозками, но в 357 году до
новой эры, когда, вероятно, подошло время капитального ремонта, был
принесен в жертву Аполлону в Дельфах. В 308 году до новой эры
управляемый мускулоход с педальным колесом сконструировал
древнегреческий механик Деметриос Фалернский. Известен экипаж с
мускульным приводом, принадлежавший римскому императору Ком-модусу,
убитому в 192 году новой эры.
Рис. 1. "Гелеполь" Филиппа Македонского,
сконструированный военным инженером Посейдониосом
Рис. 2. Мускулоход Деметриоса Фалернского
Эпоха раннего средневековья не способствовала техническому прогрессу
вообще и совершенствованию транспортных средств в частности. Одной из
причин этого было разрушение обширной сети прославленных дорог Римской
империи. После затянувшегося на многие столетия перерыва упоминания о
построенных самоходных экипажах впервые встречаются в хрониках XV века.
В 1420 году доктор философии и медицины Джо-ванни да Фонтана из Венеции
спроектировал одноместный экипаж, приводимый в движение с помощью
системы блоков и барабанного механизма. Этот экипаж имел четыре колеса,
кузов и удобное кресло и таким образом полностью соответствовал
требованиям к современным веломобилям.
В Германии первое упоминание об экипаже с мускульным приводом
встречается в хронике свободного имперского города Меммингена в 1447
году. В 1669 году нюрнбергский мастер Иоганн Хаутш изготовил самоходную
карету по заказу датского короля Фридриха III.
Все экипажи с мускульным приводом, часто сделанные с большим мастерством
и по внешнему виду не уступавшие самым роскошным каретам, создавались
для развлечения королей и вельмож. Исключение составляла, пожалуй,
только коляска с ручным приводом и зубчатой передачей парализованного
часовщика Стефана Фарфлера из городка Альтдорф, вблизи Нюрнберга. В 1680
году он построил трехколесную модель, а в 1688 году - четырехколесную.
По воскресеньям набожный ремесленник на глазах у всего города ездил на
ней в церковь. Четырехколесная деревянная коляска, долгие годы бережно
сохранявшаяся в одном из музеев Нюрнберга, сгорела в 1944 году во время
бомбардировки города союзниками.
Рис. 3. Самоходный экипаж Джованни да Фонтана
Рис. 4. Экипаж с мускульным приводом,
построенный в 1663 году нюрнбергским кузнецом Иоганном Хаутшем по заказу
короля Дании
В России в 1752 году "самобеглую коляску" изобрел дворовый крестьянин
деревни Больше-польской Яранского уезда Казанской губернии Леонтий
Шамшу-ренков. Осужденный на четырнадцатилетнее заточение в тюрьме
изобретатель добился того, что в Сенат послали описание его изобретения:
"Такую коляску он, Леонтей, сделать может подлинно изобретенными им
машинами на четырех колесах с инструментами так, что она будет бегать и
без лошади, только правима будет чрез инструменты двумя человеками,
стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать
будет хотя через какое дальнее расстояние и не только по ровному
местоположению, но и к горе, буде где не весьма крутое место".
Рис. 5. Трехколесный муску-лоход Стефана
Фарфлера
Сенат приказал вызвать Шамшуренкова в Петербург и построить "самобеглую
коляску", что и было исполнено. Как сообщают сохранившиеся документы,
она приводилась в действие двумя людьми, скрытыми от постороннего глаза:
"Действует оная под закрытием людьми, двумя человеками". Коляску
признали годной для поездок, но изобретателя отправили обратно в
Нижегородскую тюрьму отбывать положенный срок. Дальнейшая судьба
Шамшуренкова и его изобретений неизвестна. По-видимому, он разделил
участь большинства талантливых самоучек в царской России, и его
начинания заглохли.
При плачевном состоянии дорог Европы до начала XIX века экипажи с
мускульным приводом не могли иметь какого-либо транспортного значения.
Не случайно англичанин Вильям Хупер предлагал изобретенную им в 1774
году легкую самоходную повозку только для "здорового отдыха и прогулок в
садах, парках и подобных благоприятных местах" и предупреждал, что на
неровных дорогах езда на ней принесет больше неприятностей, чем
удовольствия