Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
28.02.2015 17:27
Изобретаем веломобиль, как сделать
веломобиль своими руками
Дорогу велотранспорту!
Автомобилизация стимулировала создание разветвленной сети городских
дорог и загородных автомагистралей. Сегодня, запутавшись в этой сети,
как в паутине, городской автомобиль потерял свое главное преимущество -
скорость.
Несколько лет назад американцы провели в городе Бостоне поучительное
соревнование: 25 велосипедистов и столько же автомобилистов должны были
как можно быстрее проехать десять миль по обычному городскому маршруту.
Велосипедисты победили с крупным счетом 23 : 2. В забитых машинами
крупных городах велосипед не отстает от автобуса и троллейбуса и лишь
немного проигрывает автомобилю. Поэтому во всем мире велотранспорт
переживает как бы второе рождение. Всемерно развивая его, пытаются
уменьшить транспортную нагрузку городских улиц и одновременно снизить
отрицательное воздействие автотранспорта на окружающую среду. Не
забывают при этом и об оздоровительном эффекте велотранспорта.
Газета "Правда" писала: "Велосипедный бум, охвативший всю планету,
докатывается постепенно и до нашей страны, и проблемы, рожденные им и
успешно преодоленные в Финляндии, ФРГ, Нидерландах, Японии,
нам нужно внимательно изучить уже сейчас, чтобы они не застали нас
врасплох. Возьмем, к примеру, взаимоотношения человека на велосипеде и
ГАИ. В огромной Москве велосипедистам практически нет места на дорогах.
В прессе много агитации за здоровый образ жизни, призывов к двигательной
активности. Но когда люди выезжают на улицу, их останавливает милиция".
Добавим от себя, что лишь в самое последнее время Моссовет начал
рассматривать вопросы организации велотрасс в разных районах Москвы,
предоставления велотранспор-ту режима наибольшего благоприятствования на
некоторых городских улицах в выходные дни.
Безопасность велосипедистов и веломобилистов в полной мере гарантируется
только при движении по специальным путям - велополосам и велодорожкам.
Вело-полосы чаще всего устраивают на одном уровне с проезжей частью для
автомобилей, разграничивая их яркими маркировочными линиями. Саму полосу
маркируют символическим изображением велосипеда. Велополосы устраивают и
на уровне тротуара, отделяя их от пешеходных дорожек маркировкой или
зеленым газоном. Для покрытий велополос особенно хороши цветные или
осветленные материалы, контрастирующие с цветом покрытий для автомобилей.
В Японии, Голландии, Швеции и некоторых других странах на скверах,
бульварах и приморских пляжах организуют совместное движение
велотранспорта и пешеходов.
В городах при наличии свободной территории и во всех случаях вдоль
загородных автодорог рекомендуется прокладывать велодорожки на отдельном
земляном полотне в стороне от моторизованного транспорта. Только в
стесненных условиях, например на подходах к мостам, допускается
устраивать велодорожки на обочинах, отделяя их от проезжей части
бордюром.
Самостоятельные велодорожки могут вести к торговым и общественным
центрам, художественным и историческим памятникам. Такие велодорожки
прокладывают в зонах отдыха и национальных парках. Они могут иметь
ширину 2,5-4 м в зависимости от ожидаемой интенсивности движения. Обычно
они привлекают не только велосипедистов, но также любителей
оздоровительного бега и ходьбы.
Толщина покрытий велополос и велодорожек из асфальтового и цементного
бетона, сборных блоков, кирпичного боя, шлаков, гравийно-шебеночных
смесей и других дешевых материалов в три-пять раз меньше толщины
многослойных "одежд" автомобильных дорог. Поэтому и стоят они намного
дешевле дорожных покрытий.
Чтобы пустить поток велотранспорта по самостоятельным магистралям, не
пересекающимся с существующими городскими автодорогами, московский
инженер П. С. Райкин предложил проект велополитена. Он представляет
собой велоэстакаду, проходящую на уровне третьего-пятого этажей зданий.
Эстакаду выполняют одно или двухъярусной. Ездят по ней на личных или
прокатных велосипедах и веломобилях, которые можно хранить в специальных
блоках на станциях велополитена.
Пролетные строения велоэстакады опираются как на собственные опоры, так
и на несущие конструкции пересекаемых зданий и сооружений. На эстакаде
укладывают легкое дорожное покрытие, которое помещено внутри
горизонтальной крытой галереи, защищающей участников движения от осадков
и ветра. Это делает велопо-литен полностью независимым от погодных
условий. Во всех местах, где эстакада велополитена пересекает жилые и
производственные здания, предусматривают прокатные станции. Пассажиров
на эстакаду доставляют лифты, лестницы и эскалаторы. Магистрали
велополитена пересекаются на разных уровнях. При строительстве
велоэстакад будут использованы перспективные конструкционные материалы и
легкие вантовые конструкции.
Пока идут споры, не слишком ли фантастичен проект П. С. Райкина и есть
ли смысл построить небольшой опытный велополитен в полярном городе, в
районе крупной выставки или парка отдыха, американцы запроектировали
восьмимильную велоэстакаду между жилыми кварталами западной части
Лос-Анджелеса и университетским колледжем. Эстакада пройдет над
перегруженными автомагистралями города и будет пропускать 6000
велосипедистов ежедневно.
При прочих равных условиях стоимость эстакадных сооружений в несколько
раз выше стоимости велополос и велодорожек на грешной земле. Только
затраты на проектирование лос-анджелесской велоэстакады составили 70
тысяч долларов, а стоимость ее строительства оценивают в 32 миллиона
долларов. Во всех странах, где развитию велотранспорта уделяется должное
внимание, строят сотни и тысячи километров велополос и велодорожек,
оборудуют их легкими и капитальными вело-стоянками, которые стремятся
строить не только удобными, но и красивыми, развивают сеть велосервиса,
не считают даже зазорным несколько потеснить автотранспорт на проезжей
части.
Например, в ФРГ, где в результате дорожно-транспортных происшествий
ежегодно погибает более тысячи велосипедистов, а 15 тысяч получают
тяжелые ранения, в 1986-1990 годах осуществлена федеральная программа
строительства почти 2000 км велодорожек. Затраты на строительство
составят 750 миллионов марок. После 1991 года предусматривается
построить еще более 2000 км велодорожек. Покрытия велодорожек шириной 2
м н толщиной 10 см укладывают из монолитного бетона специальным
бетоноукладчиком производительностью 50 м/ч. Аналогичные программы
развития велотранспорта приняты в ряде других стран.
Во Франции, Австрии, Швейцарии велодорожки становятся неотъемлемым
элементом градостроительного проектирования. В Швейцарии, где каждая
семья не только имеет велосипед, но и регулярно использует его,
развернуто строительство общегородских велодорожных систем, которые
будут полностью изолированы от автомобильных трасс.
За рубежом считают необходимым переработать технические требования к
дорожным конструкциям, не учитывающим безопасность велосипедного
движения. Для велосипедистов представляют опасность, приводят к авариям
с их участием устанавливаемые вблизи дорожного полотна барьеры
ограждений, жесткие остроугольные панели указательных надписей, бетонные
фундаменты и стальные стойки дорожных знаков, бетонированные
водоотводные лотки и канализационные колодцы. Лучшее ограждение
велодорожек - зеленые насаждения. В новых нормативных документах
учитывают требования к безопасности всех без исключения участников
движения, в том числе и нужды велосипедистов, численность которых
начиная с 70-х годов непрерывно возрастает.
У нас в стране велотранспорт не имеет такого повсеместного
распространения, как во многих зарубежных странах. Причиной такого
положения считают продолжительные периоды неблагоприятных погодных
условий, установившиеся традиции и прежде всего отсутствие велодорожек.
Быстроменяющиеся условия жизни изменяют устоявшиеся традиции и
способствуют появлению новых. Это подтверждает опыт развития
велотранспорта в республиках Прибалтики.
В Москве, Челябинске и даже в Красноярске в разгар суровой зимы мне
встречались велосипедисты.
Эти энтузиасты круглый год используют велосипед для отдыха и
повседневных поездок. Особенно восторженно отзывался о зимних, по
крепкому морозу, прогулках на велосипеде пожилой преподаватель
Уральского политехнического института, которому врачи по состоянию
здоровья не рекомендовали бегать. Устойчивый веломобиль с закрытым
кузовом или ветрозащитным обтекателем позволит значительно продлить
благоприятный сезон работы велотранспорта. Зимние гонки КЭБа показали,
насколько увлекательными могут быть соревнования на веломобилях по
снежным и ледяным дорожкам.
Нашим городам, где открываются для движения лишь первые велодорожки,
пока далеко до комплексных вело-дорожных систем. Велополосы и
велодорожки на отдельных улицах и, хуже того, на отдельных их участках
не создают серьезных предпосылок для развития велотранспорта. Более
разумно начинать с прокладки специальных велотранспортных маршрутов,
которые соединяют, например, жилые кварталы города или сельские поселки
с местами приложения труда, зонами отдыха, торговыми, культурными и
общественными центрами. Такие маршруты необходимо обустраивать стоянками,
ремонтными мастерскими, пунктами проката и другими учреждениями
велосервиса. Постепенно удлиняясь и разветвляясь, отдельные маршруты со
временем образуют целостную велодорожную сеть.