Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.06.2015 20:43
Лодку, катер, яхту своими руками, советы и чертежи
Моторная лодка "Кайман"
Основные данные
Длина наибольшая - 3,60 м
Ширина наибольшая - 1,42 м
" по скуле на транце - 1,22 м
Высота борта на миделе - 0,60 м
Вес корпуса - 95 кг
Моторная лодка "Кайман" имеет обводы современной тримаранной
модификации "морских саней", иногда называемой "кафедрал". От лодок
аналогичных размерений, но с традиционными плоскодонными обводами
"Кайман" отличается в первую очередь повышенной остойчивостью, более
мягким ходом на невысокой (0,2-0,3 м) волне и меньшим забрызгиванием при
большем волнении. Это позволяет, несмотря на малые размеры лодки (длина
всего 3,6 м), безопасно эксплуатировать ее на средних водохранилищах с
мотором мощностью до 20 л. с. и нагрузкой в четыре человека.
Рис. 215. Общий вид лодки "Кайман".
Лодка "Кайман" (рис. 215) не рассчитана для дальних походов. Больше
всего она подходит для выездов на рыбалку в пределах 100-150 км, для
прогулок, занятий подводным спортом. Остойчивость "Каймана" достаточна
для того,
чтобы взбираться в нее из воды прямо через борт, а не с транца, как это
приходится делать на обычных лодках.
Размещение поста управления в кормовой части корпуса имеет некоторые
преимущества. Прежде всего, этим достигается оптимальная центровка,
особенно при полной нагрузке лодки. Кроме того, водитель находится
близко от мотора, что имеет важное значение при выходах в одиночку. В
случае необходимости всегда можно быстро перейти на управление при
помощи румпеля. В носовой половине лодки устроен просторный, удобный для
рыбалки кокпит.
Естественно, можно применить и традиционную схему компоновки - с
размещением водителя в носовой части кокпита и с палубой от носа до 2-го
шпангоута. В этом случае лодка при нагрузке в 3-4 человека будет иметь
увеличенный ходовой дифферент (так как вес людей сдвинут в корму) и,
следовательно, меньшую скорость.
На "Каймане" можно поставить любой подвесной мотор мощностью 10-20 л.
с. ("Москва", 3,60 м 1,42 м 1,22 м 0,60 м ~95 кг, Ветерок-12".
"Нептун"). Моторы "Вихрь" и "Москва-25" все же тяжеловаты для него, хотя
и позволяют достигать скорости свыше 45 км/час. Максимальная скорость с
12-сильным мотором "Москва" может достигать 32 км/час, с нагрузкой в 4
человека - 20 км/час. Как видно, выигрыш в скорости по сравнению с
лодками, имеющими традиционные обводы, невелик и может быть вообще
сведен на нет из-за пере-тяжеления корпуса, плохого качества отделки
наружной обшивки. Неплохо ходит "Кайман" и с 8-сильным мотором
"Ветерок", а также со стационарным двигателем CM-557J1 мощностью 13,5 л.
с.
Обводы корпуса (рис. 216, табл. 19) рассчитаны на применение для обшивки
фанеры. Рабочий участок днища по характеру очертаний близок к
изогнуто-килеватым обводам, но для упрощения работ прилегающие к бортам
участки днища - от верха тоннеля до киля спонсона выполняются из
отдельных полос фанеры.
При ходе на тихой воде спонсоны в носовой части корпуса располагаются
над водой, а для того чтобы уменьшить смоченную поверхность днища и
предотвратить замывание тоннелей волной и брызгами от среднего корпуса,
близ форштевня предусмотрены короткие продольные реданы. у транца не
отличается от обычной плоскокилеватой лодки с углом внешней килеватости
14R. Благодаря установке здесь продольных реданов (в продолжении линий
тоннеля), ширина смоченного участка днища уменьшается до 1,1 м.
Рис. 216. Теоретический чертеж: а -- проекция
"Бок" и вид на днище; б - проекция "Корпус" 1 редан; 2
брызгоотбойник.
Рис. 217. Конструктивные чертежи лодки:
продольный разрез, план и сечения по шпангоутам. 1 - подыоторная ниша
(фанера, в = 4); 2 - сиденье водителя; 3 - штурвал; 4 - ветровое стекло;
5 - подлегарс 18X30; 6 - продольный комингс кокпита 8X50 (дуб или
ясень); 7 - поперечные комингсы кокпита 8Х Х50; 8 - носовая утка; 9 -
брештук 35X 200; 10 - форштевень (в ДП) среднего корпуса 40X 50 (склеен
из пяти реек); И - опора пайола; 12 - пайол (фанера или решетка из реек
8X60); 13 - средний киль (в ДП) 22X60; 14 - рулевая колонка (фанера, 6 =
Зт-4); 15 - продольные стенки коробки сиденья (фанера, б = 4); 16 -
ручка для переноски; 17 - рейка обвязки 20X25; 18 - бимс 20X35; 19 -
сухарь в закруглениях углов комингса (дуб или ясень); 20 - палуба
(фанера, б = 4); 21 - сиденье (фанера, б = 4); 22 - бимс 20X35; 23 -
карленгс 20X30; 24 - привальный брус 20X 30; 25 - карленгс в ДП 15X60;
26 щиток для крепления штурвала (фанера, б = 5); 27 - поперечная опора
банки 18X25; 28 - буртик 20X25 (дуб или ясень); 29 - топтимберс, 6 = 15;
30 - киль спонсона 20X40; 31 - флортимберс 18X45; 32 - днищевой стрингер
18X25; 33 - флор, 6 = 18; 34 -. рейка 18X25; 35 - стрингер тоннеля
18X40; 36 - угольник крепления киля к флору 32X32X3, I = 40; 37 -
клиновая рейка; 38 к обделка сиденья водителя 8X50; 39 - поперечная
опора банки 18X25; 40 - переборка (фанера, б = 3-5-4); 41 - рейка 18X25;
42 - бортовая обшивка (фанера, б = 4); 43 - форштевень спонсона 25X50
(склеить из пяти реек); 44 - флортимберс 18X45; 45 -обшивка днища
(фанера, б = 5); 46 - брусок пайола 18X25; 47 - защитные полоски
(стеклоткань на смоле или алюминий); 48 - подмоторная доска 28X 145; 49
-транец (бакелизированная фанера, б = 7); 50 - полубимс 18X45; 51 -
отделочная планка 8X35 (дуб или ясень); 52 - планка 8X40 (дуб, ясень);
53 - рейка 20X30 для крепления обшивки к дет. 9\ 54 -фальшкиль (на
штевне - водорез; дуб).
Рис. 218. Днище в кормовой части. 1-54- 65
продольный редан; 56 .- днищевой стрингер 18X35,
Чтобы обеспечить точность воспроизведения запроектированных обводов
корпуса в носу, форштевни нужно выклеивать по шаблонам, изготовленным по
теоретическому чертежу. Штевни можно выпилить из толстой (10- 16 мм)
водостойкой фанеры, а обшивку крепить к накладным сосновым щекам.
Для упрощения постройки все шпангоуты собирают без книц, с перекроем
флоров широкими топтимберсами. Для уменьшения веса, в топтимберсах можно
выпилить часть материала, как это, например, показано на рис. 217
пунктиром на 4-м шпангоуте. Детали шпангоутов соединяют на клею и медных
гвоздях-заклепках диаметром 3- 4 мм. Для крепления палубы и днищ
спонсонов, к топтимберсам приклепываются рейки 34.
При изготовлении 1-го шпангоута необходимо предусмотреть выпуклость на
днищевой ветви (флортимберсе) со стрелкой прогиба около 10 мм,
расположенной посередине расстояния между ДП и линией тоннеля. При
установке обшивки эта выпуклость подгоняется точно по изгибу фанеры.
Сборка корпуса ведется обычным порядком; добавляется только установка
стрингера тоннеля 35 и широкого носового брештука 9. При монтаже
продольного набора днища сначала врезают заподлицо во флортимберсы
упомянутые стрингеры 35, а затем накладывают на них клиновые рейки ?7,
прострагивая их поверхность под обшивку вровень с нижней кромкой
топтимберсов. Клиновую рейку удобно подгонять короткими кусками,
приклеивая их к стрингерам и дополнительно закрепляя гвоздями.
Днищевая обшивка крепится к среднему килю, килям спонсонов, клиновым
рейкам 37 и шпангоутам на клею и шурупах 4x25 мм; а днище к стрингерам и
борта к килям спонсонов и привальным брусьям - на клею и
гвоздях-заклепках (или гвоздях взагиб) диаметром 2-2,5 мм. Шаг крепежа в
подводной части нужно выдержать в пределах 50-75 мм. Конструкция днища в
кормовой части показана на рис. 218.
Таблица 19 Плазовые ординаты моторной лодки "Кайман", мм
Спонсоны начинают работать на волнении или при крене. Когда нос лодки
входит в волну, поднимающаяся вверх пелена брызг гасится в тоннеле и ее
энергия преобразуется в гидродинамическую силу, помогающую взойти на
волну. Наружу из-под спонсонов выбрасывается только небольшая часть
брызг, во много раз меньшая, чем у корпуса традиционных обводов.
На входящем в воду спонсоне создается сила плавучести, препятствующая
дальнейшему увеличению угла крена, поэтому на "Каймане" можно безопасно
выполнять повороты даже на полной скорости.
В кормовой части спонсоны не только бесполезны, но и приносят вред,
увеличивая смоченную поверхность. Поэтому на 4-м шпангоуте они
заканчиваются уступом, и днище Брештук собирают из двух частей, стыкуя
их в ДП на фанерной подкладке (на клею); сверху такой накладкой служит
лист палубы. В брештук врезают штевни и привальные брусья, а к нижней
его поверхности привинчивают шурупами малкованные бруски 53 для
крепления носовой кромки днищевой обшивки. Эта кромка подходит к
брештуку по ломаной (в плане) линии, показанной на полушироте
теоретического чертежа (см. рис. 216).
Корпус обшивают в такой последовательности. Устанавливают сначала борта,
затем днище, от среднего киля до стрингеров тоннелей, и, наконец, узкие
поясья днищ спонсонов.
Все открытые торцы фанеры необходимо защитить: в ДП - фальшкилем, по
борту у палубы - буртиками, по килям спонсонов - тонкой металлической
лентой (обязательно на густотертой краске) или полосками стеклоткани на
эпоксидном клее.
Боковые стенки сиденья водителя служат в корпусе "Каймана" важными
конструктивными элементами, раскрепляющими транец и предотвращающими его
вибрацию при работе мотора. Если будет применена другая планировка
кокпита, следует поставить солидную транцевую кницу, опирающуюся на
средний киль.
Пространство под сиденьем используется для размещения топливного бачка и
инструмента. Дополнительные канистры с горючим можно закрепить в кокпите
по бортам - с боков от сиденья водителя. Отметим, что само сиденье
водителя нужно поднять на 50-70 мм выше уровня поперечных банок; это
важно для улучшения обзора. Место водителя защищается легким ветровым
стеклом, по типу мотоциклетного.
Для южных районов рекомендуется применять желтое или светло-зеленое
органическое стекло, которое значительно облегчает управление лодкой при
ходе против солнца, особенно в вечерние часы. Разумеется, можно
поставить и тент, выбрав его размеры и конструкцию по вкусу.
В форпике, ограниченном переборкой, оборудуется небольшой сухой
багажник. Рекомендуем выровнять дно багажника пенопластом: это сделает
его более удобным, а к тому же обеспечит дополнительную плавучесть на
случай аварии. Для обеспечения непотопляемости, в корпусе нужно
закрепить всего около 150 дм3 пенопл'аста. Из них большую часть
необходимо разместить по бортам в корме лодки. Пенопласт надо брать
самый легкий (независимо от прочности), с закрытыми порами.