Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.06.2015 22:08
Лодку, катер, яхту своими руками, советы и чертежи
Моторная лодка "Косатка"
Основные данные
Длина наибольшая - 4,20 м
Ширина:
по палубе - 1,60 м
скуле у транца - 1,37 м
Высота борта на миделе - 0,64'м
Вес корпуса - 130 кг
Пассажировместимость - 4 чел.
Моторная лодка "Косатка" (рис. 219) предназначена для плавания по
рекам, водохранилищам и у побережий морских заливов при
высоте волны до 0,8 м. Особенностью обводов корпуса является повышенная
килеватость днища (17° на транце), благодаря чему на "Косатке" можно
поддерживать высокую скорость даже при ходе против волны. Сила ударов
корпуса о волну значительно меньше, чем на плоскодонных лодках.
Килеватые лодки обладают валкостью на стоянке, но для "Косатки"
случайный крен не страшен: высокий надводный борт, большая ширина при
палубе и бортовая опалубка предотвращают заливание лодки через борт. На
ходу, например при крутом повороте, крену препятствует гидродинамическая
подъемная сила, действующая на наклоненную часть борта в корме, когда та
начинает входить в воду.
Гидродинамическое качество килеватого корпуса повышают продольные реданы
и скуловые брызгоотбойники, отсекающие от днища потоки воды, которые
растекаются от киля к скулам (рис. 220, табл. 20).
Форштевень подрезан по кривой, благодаря чему при входе носом на
попутную волну лодка нё зарыскивает в сторону и не поднимает брызг.
Минимальная мощность подвесного мотора 25 л. е., которая обеспечивает
скорость свыше 40 км/час и глиссирование с четырьмя пассажирами, но
конструкция транца допускает установку и двух моторов суммарной
мощностью до 40 л. с. Если облегчить корпус и подобрать гребной винт, то
"Косатку" можно эксплуатировать и с 20-сильным мотором "Вихрь". С
винтом, имеющим шаг 240 мм (вместо 300 мм у штатного) на этом моторе
получена скорость 40 км/час с двумя пассажирами и 32 км/час - с
четырьмя.
Размеры лодки приняты минимальными для экипажа в 4 человека и с расчетом
обшивки корпуса тремя листами фанеры по длине. Поперечный набор (рис.
221) состоит из шести шпангоутов, включая транец. Размеры поперечных
сечений деталей шпангоутов для обеспечения прочности несколько
увеличены.
Рис. 220. Теоретический чертеж
1 а - проекции "Бок" и "Полуширота", б - проекция "Корпус" "
Для упрощения постройки, топтимберсы в районе кокпита выполнены
широкими, но без скуловых и бимсовых книц. В месте сосредоточения
основной нагрузки - под сидениями пассажиров, на 3-м шпангоуте,
установлен усиленный фанерный флор по высоте сидений. Шпангоуты крепятся
к килю и скуловым стрингерам при помощи угольников-коротышей на сквозных
болтах.
Плоские поверхностифанерного днища дополнительно подкреплены двумя
стрингерами на каждом борту, так что размеры свободных участков обшивки
не превышают 180x700 мм. При облегченной конструкции можно ограничиться
только продольными реданами, а внутренние стрингеры не устанавливать.
Транец лучше вырезать из 7-10-миллиметровой бакелизированной фанеры и
надежно раскрепить с днищем и палубой двумя жесткими
фанерными кницами, поставленными на стрингеры. Эти кницы одновременно
являются стенками выгородки (рецесса) подмоторной ниши. Дополнительную
жесткость транцу придают толстая доска, поставленная под струбцины
мотора, проходящая от борта до борта, дно рецесса и кницы, крепящие
транец к килю. Вся конструкция, собранная на шурупах и клею, хорошо
воспринимает вибрацию подвесного мотора и любые динамические нагрузки.
Ламинированный (из шести реек сечением 10x60 мм) форштевень
заканчивается у палубы небольшим носовым транцем - треугольной доской и
скрепляется со скуловыми и привальными брусьями брештуками.
При разметке на плазе 4-го и 5-го шпангоутов и транца необходимо сначала
нанести положение точки скулы, затем по горизонтали внутрь от. нее
отложить ширину скулового брызгоотбойника, а по вертикали - его высоту и
соединить концы этих взаимно перпендикулярных отрезков с точками киля и
линией слома (или борта). На 1-3-м шпангоутах боковая грань
брызгоотбойника является продолжением бортовой ветви шпангоута. Обвод
днищевой обшивки имеетнезначительнуювыпук-лость. Уступы брызгоотбойников
наклеиваются сверху на обшивку уже после сборки корпуса. Нижние
поверхности брызгоотбойников и реданов должны быть горизонтальными.
Рис. 221. Конструктивный чертеж корпуса (а) и
сечения по шпангоутам (б). 1 - дно рецесса, 6
= 5; 2 - боковые стенки рецесса, 6 = 5; 3 - комингс 8X 80X 2100 (дуб или
ясень); 4 - бортовой стрингер 15X 35X 2750; 5 - скуловой стрингер 25X
50X 4150; 6 - дополнительный скуловой брус 25X X 30X 1550; 7 - верхняя
часть форштевня 45X 300X 270;8 - форштепень
60X 60X 1800 (склеен из шести реек);9 -
подорез-фальшкиль (дуб; по всей длине киля 25 X Х25Х 4000); 10 - киль
25X 70X2600: 11 - кница 12 - брусок 2БХ ХВБ: J3 - транцевая кмица WX
12DX ISO; 14 - брускибрусок 25X25 X 1220; 34
- флор-полупереборка2-го шпангоута, 6 = 4
-5;. 35 - топтимберсы 20X 60X Х450; 36 - бимсы на 1-м и 2-м шпангвутах (сеченне
в середине 20X 60); 37 - панель для крепления рулевого управления и
приборов (фанера, 6 6 4-8); 38 -.клин; 39 - флоры 1-3-го шпангоутов
(фанера, 6 = 5, с двух сторон шпангоутов); 40 - заполнитель флоров на 1
-3-м шпангоутах, в = 20: 41 - скуловая кница, 6 = 5: 42 - скуловая к
пина, б = Б; 43 - рейка-заполнительскулового
бр ыагоотбойника; 44 - продольные реданы
Таблица 20Плазовые ординаты моторной
лодки "Косатка", мм
Таблица плазовых ординат (см. табл. 20) дана по наружной обшивке,
поэтому при вычерчивании шпангоутов нужно отложить внутрь от полученного
обвода толщину днища (6 мм) и борта (4-6 мм). При разбивке корпуса на
плазе размечается положение реданов, скуловых брусьев и днищевых
стрингеров.
При сборке шпангоутных рамок нужно иметь в виду и такую особенность:
теоретическая линия 1,2,3 и 5-го шпангоутов совпадает с кормовой кромкой
флоров, а 4-го шпангоута - с носовой. Вырезы для прохода киля и
привальных брусьев делают по плазу при сборке рамок, а для прохода
стрингеров - по месту, после установки рамок на стапеле (сборку ведут в
положении вверх килем).
Для упрощения гибки скулового стрингера, в нос от 2-го шпангоута его
рекомендуется
сострогать, чтобы уменьшить сечение до 18Х ХЗО на форштевне. Основной
скуловой стрингер служит здесь для крепления только днищевой обшивки;
для крепления нижней кромки бортовой обшивки ставится (по месту)
дополнительный стрингер, который необходимо приклеить и затем прибить
гвоздями к основному. Здесь можно использовать также наделку из
пенопласта. Собирая транец, необходимо под-моторную доску 50 нарезать на
топтимберсы 26 и проклепать ее вместе с ними и с транцем.
Листы обшивки из авиационной фанеры лучше всего вырезать по шаблонам,
снятым непосредственно с уже собранного набора корпуса лодки. По длине
листы обшивки соединяют заранее, состыковывая на клею и гвоздях на
подкладках (внутри корпуса) шириной 120 мм из этой же фанеры. В каждую
кромку в шахматном порядке забивают по два сапожных латунных гвоздя 2x15
мм, загибая их концы на подкладке. Можно склеить листы "на ус" при
ширине скоса 80-100 мм.
В кормовых листах бортов точно по линии слома, положение которой
намечается по шаблону с места, тонкой ножовкой делают пропилы на длину
1,4 м. После установки этих листов на набор, их кромки у линии слома
крепят к бортовому стрингеру, а сам пропил шпаклюют клеем с опилками или
закрывают рейкой треугольного сечения.
От форштевня до 3-го шпангоута нижнюю кромку бортовой обшивки спускают
ниже места ее притыкания к днищевой обшивке на стрингере для образования
скулового брызгоотбойника. Лучше спустить кромку с некоторым запасом, а
затем причертить ее по гибкой рейке, плавно выводя линию скулы на 3-4-м
шпангоутах. Образовавшийся промежуток между днищевой и бортовой
обшивками в носу заполняют рейкой, нижнюю грань которой прострагивают
горизонтально. Заполнитель, скуловые накладки и реданы приклеивают к
днищу после оклеивания корпуса стеклопластиком (нужно пользоваться
однородным связующим, т. е. клеить смолой по смоле, клеем по клею).
Реданы рекомендуется дополнительно приклепать медными гвоздями через
обшивку к днищевым стрингерам, иначе при вибрации на волнении прочность
одного клеевого соединения может оказаться недостаточной.
Буртики, комингсы и раскладку по транцу надо сделать из древесины
твердых пород (дуба, лиственницы, ясеня); крепить их лучше на клею и
гвоздями с расплющенной головкой. Если такую головку расположить вдоль
волокон древесины, она легко утапливается и становится незаметной под
слоем лака.
Пайолы делают из б-миллиметровой фанеры. В корму от 3-го шпангоута пайол
делают из одного сплошного щита, в носу приходится ставить небольшие
щиты в каждой шпации. Боковые стенки сидений крепят к флору 3-го
шпангоута.
В носу и в корме под палубой рекомендуется закрепить пенопластовые плиты
объемом 150 дм3 для обеспечения непотопляемости лодки.