Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.06.2015 22:08
Лодку, катер, яхту своими руками, советы и чертежи
Моторная лодка "Саламандра"
Основные данные
Длина наибольшая - 4,60 м
Ширина наибольшая - 1,66 м
по скуле - 1,49 м
Высота борта на миделе - 0,80 м
Вес корпуса-160 кг
Максимальная мощность двигателя - 30 л.
с.
Моторная лодка "Саламандра"1 (рис. 222) имеет примерно такие же
размерения, как и получивший широкое распространение дюралевый катер
"Прогресс". Она предназначена для ближнего туризма и выходов на рыбалку
преимущественно с экипажем в 2 человека и снабжена небольшой
рубкой-убежищем.
Рубка запирается на замок и на стоянке служит вместительным рундуком для
хранения запасов и снаряжения.
Рис. 222. Общий вид и теоретический чертеж
моторной лодки "Саламандра": а - боковой вид и план; б - проекция
"Корпус" теоретического чертежа. 1 - угольники из
алюминия или нержавеющей
стали, б = 2; 2 - планка 8X36 (дуб, красное дерево); 3 - заклепка и 2,5;
шаг 150; 4 - винт М4, шаг 120; 5 - резиновая прокладка, б = 0,5; 6 -
органическое стекло; 6 = 6; 7 - стойка (дуб); 8- полоса 2X20 (алюминий
или нержавеющая сталь); 9 - шуруп хромированный 3X20, шаг 80.
Обводы с малой килеватостью днища и подъемом его к ватерлинии в
корме, а также сужение скулы у транца рассчитаны на глиссирование при
удельной нагрузке около 30 кг на 1 л. с. мощности подвесного мотора и
плавание в переходном режиме с большей нагрузкой. С 20-сильным мотором
"Вихрь", например, "Саламандра" с тремя . человеками на борту может
развить скорость 27-28 км/час, правда, при этом нужно вместо штатного
гребного винта поставить винт с уменьшенным шагом (240-250 мм).
Максимальная же скорость с этим мотором будет составлять около 35
км/час. Для туризма с хорошей нагрузкой оптимальной будет установка
25-сильного мотора "Москва" или мотора "Вихрь-М"; неплохие результаты
получаются и с мотором "Нептун".
По сравнению с килеватыми лодками, такими,
например, как "Суперкосатка", "Саламандра" обладает еще одним
положительным качеством.
Публикуются с небольшими изменениями чертежи моторной лодки,
разработанные польским конструктором Норбертом Паталасом на основе
проекта В. И. Васильева ("Катера и яхты", 1969, № 17-19).
малой осадкой при большой нагрузке. Благодаря этому на ней целесообразно
установить водометный движительный комплекс СМ-500В мощностью 13,5 л.
с.1 либо такой же движитель, но спаренный с более мощным мотоциклетным
двигателем. Разумеется, 13,5 л. с. являются нижним пределом мощности для
этой лодки, скорость ее при этом с полной нагрузкой не будет превышать
12 км/час.
Район плавания "Саламандры" - преимущественно реки, хотя возможен выход
в водохранилища при волне высотой до 0,7 м. Палуба, рубка с высоким
комингсом и самоотливной рецесс под мотор надежно защищают лодку от
заливания волной, а большая ширина и высокий надводный борт обеспечивают
ей достаточную остойчивость на любом курсе по отношению к волне.
Следует, однако, сразу оговориться, что на полной скорости плавание на
волне будет сопровождаться сильными ударами, поэтому газ придется
сбрасывать.
"Саламандра" имеет просторный кокпите удобным кормовым сиденьем для двух
пассажиров (рис. 223). Штурвал размещен на левом борту; водитель
управляет лодкой стоя. Можно установить здесь складное высокое сиденье,
так же как и на правом борту для пассажира. Под кормовым диваном имеется
объемистый рундук, в котором удобно хранить легкое снаряжение или
дополнительный запас топлива в канистрах. Два расходных бачка с горючим
располагаются в подмоторной нише за переборкой 7-го шпангоута, поэтому
для получения удовлетворительной центровки рекомендуется больше
загружать рундучки под койками в каюте.
Для постройки лодки нужно запастись водостойкой фанерой толщиной 5-6 мм
для обшивки днища (3 листа) и 4-5 мм (6 листов) - для бортов, палубы и
рубки. Корпус строится в положении вверх килем, поэтому предварительно
нужно собрать все 7 шпангоутных"рамок и транец с шергень-планками. Все
размеры шпангоутов показаны на чертеже (рис. 224); шергень-линия отстоит
от основной линии на 900 мм. На шпангоутах заранее крепятся бимсы,
опорные рейки для койки и сиденья, на 4-м шпангоуте - переборка каюты, а
на 3-м - оформитель рубки из реек, который удаляется после изготовления
корпуса. На шпангоутах размечается положение ДП и всех вырезов для реек
продольного набора. Сами вырезы лучше сделать уже на стапеле,
прикладывая к намеченным местам ту рейку, которая должна там стоять.
Рис. 225. Установка набора на стапель.1 - продольный брус стапеля 50X 150X4800 (2 шт.); 2 - раскосы 25X
120X 1750 (4 шт.); 3 - стойка 50X 150X300 (6 шт.); 4 - клин 25X30X200
(16 шт.); 5 - струна в ДП; 6 - поперечины 25X 120X 1430 (4 шт.); Стапель
собрать на гвоздях 2,5X80 и 2X60.
Для выклейки форштевня делается шаблон по данным, указанным на чертеже
стапеля (рис. 225). Не забудьте слегка увеличить кривизну штевня, чтобы
после снятия с шаблона он принял заданные очертания.
Стапель собирается из двух параллельных брусьев, отстоящих друг от
друга на 1400 мм. Для установки на нем шпангоутов, под шергень-планки
вырезают гнезда глубиной 51 мм, таким образом, чтобы нижние плоскости
всех этих планок лежали в одной строго горизонтальной плоскости.
Шпангоуты зажимают в вырезах с помощью клиньев, так как этот способ
облегчает проверку и регулировку положения каждого шпангоута. Точно по
линии ДП на стапеле протягивают стальную проволоку. Затем делают вырезы
в шпангоутах под киль. Для этого киль, собранный с форштевнем,
необходимо точно установить сверху на выставленные и закрепленные
шпангоуты по длине и относительно ДП и разметить на каждом флоре ширину
киля. Прикрепить киль к шпангоутам можно болтами Мб или шурупами 6x75
(по два в каждый флор). Верхний конец форштевня временно прибивают к
стапелю таким образом, чтобы выдержать заданную наибольшую длину лодки-
4-600 мм.
Затем в шпангоуты врезают и крепят шурупами 4X40 внутренние привальные
брусья, скуловые, бортовые и днищевые стрингеры. Скуловые стрингеры
можно сделать по любому из показанных на рис. 59 способов. Когда
продольный набор закреплен, со шпангоутов снимают малку и приступают к
обшивке корпуса фанерой - сначала бортов, а затем днища.
Собранные по длине листы обшивки поочередно прикладывают к набору,
прихватывают несколькими гвоздями и причерчивают кромки карандашом (по
скуловому стрингеру и привальному брусу - для бортовых листов). Затем
листы снимают, обрезают припуски и снова ставят на место уже на клею и
шурупах. Когда обшивка поставлена на место и прикреплена к набору, можно
отпилить лишние концы шпангоутов -вместе с шергень-планками и снять
корпус со стапеля.
Перевернув лодку в нормальное положение (килем вниз), устанавливают
палубу и рубку. Но для этого надо сначала заготовить из доски толщиной
18 мм бортовые кницы для крепления рубки. Верхняя кромка книц,
примыкающая к палубе, будет иметь на каждом шпангоуте разную длину, так
как комингс рубки и кокпита постепенно приближается к борту в корме.
Вырезать кницы надо так, чтобы слои дерева шли вдоль шпангоута. К
шпангоуту кницы крепят на клею и двумя-тремя заклепками каждую. В бимсы
1-го и 2-го шпангоутов врезают мидель-вейс 9 (см. рис. 223) и палубные
стрингеры 32, затем настилают палубу, стыкуя отдельные части настила на
ус или с подкладными планками. Вырез под рубку обрамляют карленгсами 34,
которые ставят на клею поверх настила и в корме соединяют с комингсами
2, изготовленными из доски. В бруски оформителя рубки на 3-м шпангоуте и
в переборку на 4-м шпангоуте врезают рейки 4и7 и накладывают на них
внешние фанерные стенки рубки 5 и крышу 6, заранее обрезанную по
контуру. Лобовыестенки рубки подгоняют по
месту и соединяют с боковыми стенками с помощью стоек 8. После окончания
сборки, шаблон рубки на 3-м шпангоуте вынимают из нее, а концы бимсовых
книц 48 (см. рис. 224) скругляют.
При монтаже подмоторной ниши нужно позаботиться о том, чтобы не было
течи через ее днище, для чего необходимо просверлитьдва отверстия в транце по углам для свободного стока воды за
борт.
При изготовлении ветрового стекла, которое служит продолжением комингсов
рубки, надо сначала сделать шаблоны из фанеры, поставить их на рубку
вместо стекла и подогнать по месту, после чего снять и по ним сделать
разметку на плексигласе. Отдельные части стекла соединяют между собой на
угольниках из легкого сплава или нержавеющей стали таким образом, чтобы
образовалась жесткая рама. Все металлические детали нужно отполировать,
а крепеж использовать хромированный, тогда они будут выполнять и
декоративную роль. В отделке кокпита и рубки очень хорошо смотрятся
лакированные накладки из красного дерева или дуба.
В настиле коек делают лючки с крышками для использования пространства
под ними в качестве хранилища различного снаряжения и для продуктов в
хорошей упаковке. Кормовое сиденье делают для этой цели со съемной
подушкой.
Для входа в каюту в крыше рубки делают сдвижной лючок. Так как длины
крыши недостаточно для размещения сдвинутой крышки люка, последнюю нужно
сделать с откидывающейся частью на рояльной петле (рис. 226). А чтобы
вода не проникала в лодку через петлю, под ней прикрепляют полоску
резины, образующую желобок. Вместо двери удобны задвижные щитки, один из
которых снабжается жалюзи для вентиляции каюты (рис. 227).
При установке водометного комплекса нужно лишь изменить конструкцию киля
в кормовой части, а транец выполнить на всю высоту борта с заполнителем
для крепления водовода.
Двигатель ставят на два продольных бруса, прикрепленных к днищу и к
флорам на 6-м и 7-м шпангоутах (рис. 228). К флорам брусья крепят
болтами через угольники-коротыши. Нижние кромки брусьев причерчивают
точно по обводу днища. На верхние плоскости брусьев ставят (на болтах)
угольники, непосредственно на которые и ложатся лапы двигателя.
Отверстия в полках угольников для крепежных болтов сверлят по месту -
через лапы двигателя после точной его установки.
Высоту фундамента выбирают так, чтобы между лапами двигателя и
горизонтальными полками можно было проложить прокладку из листового
металла или текстолита для точной установки всего водометного комплекса.
Монтаж следует начать с установки движителя на килевую плиту. Под фланцы
водозаборника на киле и транце необходимо предварительно положить
прокладку из толстой парусины, пропитанной густой краской, илинесколько слоев
стеклоткани на эпоксиднои смоле. Затем, пользуясь деревянными
клиньями-подкладками, которые кладут под двигатель на продольные брусья,
добиваются соосности валов движителя идвигателя. Пополученной толщине
подкладок рассчитывают высоту угольников и необходимую толщину прокладок
под лапами двигателя. После монтажа всего комплекса размечают места
установки топливного бака, выхода выхлопного трубопровода (лучше сделать
его в транце немного выше ватерлинии), аккумуляторов и другого
оборудования, размещаемого в корме. Под все оборудование необходимо
сделать надежные крепления, исключающие возможность сдвига его с места
во время качки.
Корпус катера обшивается фанерой. Если нет фанеры, его можно обшить
досками (ель, сосна, кедр) толщиной 11 мм, правда, при этом он будет
тяжелее на 30-40 кг. Обшивку надо ставить на пазовых рейках сечением 11
ХЗО мм. Доски обшивки крепят к шпангоутам и форштевню шурупами 4,5x30
мм, а к пазовым рейкам и килю-гвоздями 2,5x50 мм взагиб или расклепывая
на шайбах. На киль устанавливают еще одну доску, которая должна
выступать над кромками досок шпунтового пояса и защищать их от истирания
при вытаскивании лодки на берег. Для настила палубы и рубки все же надо
применить фанеру. Можно строительную, если пропитать ее олифой и затем
оклеить тканью (см. стр. 38).
В заключение несколько рекомендаций, которые могут продлить срок жизни
лодки.
Все торцы фанерных деталей следует защищать от непосредственного
воздействия влаги. На скуле такой защитой служит брызгоотбойный брусок
(сечение 10x20 мм), на верхней кромке борта - буртик, на киле -
фальшкиль. Все эти детали рекомендуется сделать из твердого дерева и
поставить на клею. Форштевень, фальшкиль в носу, буртики у форштевня и
транца следует дополнительно защищать металлической полосой. Места
притыкания комингсов и стенок рубки к палубе также необходимо защищать
штапиками и эластичной шпаклевкой на эпоксидной основе.