Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.06.2015 22:25
Лодку, катер, яхту своими руками, советы и чертежи
Моторная лодка "Белуха"
Основные данные
Длина наибольшая - 4,80 м
по КВЛ - 4,30 м
Ширина - 1,80 м
Высота борта на миделе - 0,77 м
Осадка - 0,30 м
Водоизмещение при осадке по КВЛ - 700 кг
Максимально допустимая пассажировместимость- 6
чел.
Проект этой небольшой, но достаточно мореходной моторной лодки (рис.
229, табл. 21) мы адресуем жителям побережий крупных водохранилищ, озер,
морских заливов и тем самодеятельным судостроителям, которые располагают
лишь традиционным материалом - досками и рейками, в качестве крепежа
могут применить шурупы, болты, гвозди. Лодка в основном рассчитана на
подвесной мотор. Это на сегодня самый доступный вариант силовой
установки.
Рис. 229. Теоретический чертеж: а - проекции
"Бок" и "Полуширота" ; б - проекция "Корпус".
Главное - это использование в конструкции опыта народного
судостроения. Во многих местах мастера-умельцы строят добротные лодки на
натесных шпангоутах с обшивкой способом кромка на кромку или даже
вгладь. Мы предлагаем несколько усовершенствованный и упрощенный метод,
при котором в качестве основного варианта применяется обшивка из узких
реек. Подробно выполнение такой обшивки и ее преимущества рассмотрены в
главе 2. Обшить корпус рейками под силу даже малоопытному человеку, в
отличие от обшивки досками, где требуется предварительная разметка и
тщательная подгонка каждого пояса.
Корпус "Белухи" может быть построен и на гнутых шпангоутах. Тогда
необходимо увеличить их число вдвое, устанавливая в каждой шпации по
одному дополнительному шпангоуту. Этот вариант лучше применять при
обшивке тонкими досками вгладь, так как он обеспечивает хорошую связь
между поясьями и позволяет избежать водотечности (надеяться на конопатку
при большой шпации и малой толщине досок нельзя, так как поясья будут
"дышать").
Разумеется, при любой конструкции дощатый корпус получится тяжелее
фанерного. Вероятно, корпус "Белухи" будет весить около 200 кг. Ясно,
что рассчитывать на глиссирование, особенно при полезной нагрузке 400-
500 кг, не приходится. Обводы лодки рассчитаны на переходный к
глиссированию режим движения, т. е. на скорость от 12 до 30 км/час.
Характерной особенностью корпуса является широкое плоское днище в корме,
поднимающееся к поверхности воды у самого транца. Благодаря такому
уширению днища, "Белуха" не "тонет кормой" на ходу, как многие лодки
местных типов, и не тащит за собой воду, когда идет с большой нагрузкой.
Лучшие результаты на "Белухе" могут быть получены с моторами
"Нептун", "Вихрь", "Москва-25", но если не гнаться за скоростью, вполне
можно обойтись мотором "Москва-12,5" или "Ветерок-12". Особенно удобен
мотор "Ветерок" с удлиненным дейдвудом в грузовом исполнении. На всех
остальных моторах для экономичной работы двигателя совершенно необходимо
заменить штатный гребной винт другим, с меньшим шагом. Хотя скорости это
прибавит немного, зато мотор будет работать в более легком режиме,
близком к оптимальному; соответственно повысятся его надежность и срок
службы.
Рис. 229. Теоретический чертеж: а - проекции
"Бок" и "Полуширота" ; б - проекция "Корпус".
"Белуха" имеет высокий надводный борт (в носу 0,7 м) и будет легко
отыгрываться на крутой волне, особенно частой в мелководных прибрежных
районах. Даже если шальной гребень и попадет на палубу, путь воде в
кокпит преградит рубка. На таком маленьком судне отгораживать рубку с
кормы переборкой не рекомендуется, так как внутреннее помещение и кокпит
получаются тесными. Открытая рубка на "Белухе" все же обеспечивает
защиту водителя и пассажиров от дождя и брызг; в ней достаточно места,
чтобы 2 человека могли расположиться на ночлег. При необходимости можно
закрыть брезентовым тентом весь кокпит; тогда в нем можно будет
соорудить еще два спальных места. Единственным недостатком такой рубки
будет являться то, что ее нельзя использовать в качестве запираемого на
время стоянки рундука, все "движимое" имущество придется убирать на
берег (рис. 230).
Рулевое управление лодкой расположено в кокпите. Это обеспечивает
водителю хороший обзор.
В кокпите могут быть оборудованы объемистые продольные банки-рундуки. На
правом борту между полупереборкой в изголовье койки и краем рундука
имеется место для установки примуса или бензиновой плитки. В сетках,
закрепленных по бортам под носовой палубой, удобно хранить одежду в
полиэтиленовых мешках. Под койками в носу можно уложить консервы и любые
другие продукты в хорошей упаковке. Запасы горючего в двух стандартных
20-литровых бачках располагают в корме по бортам, около подмоторной
ниши. Здесь же найдется место и для пары дополнительных канистр.
Таблица 21Плазовые ординаты моторной
лодки "Белуха", мм (размеры даны по наружной обшивке)
Рис. 230. Общее расположение. 1 - подпалубная
бортовая ниша для мелких предметов и инструмента (зашивка - фанера, 6 =
4 -б); 2 - тент (лавсан, плащ-палатка); 3 -
дуги тента (дюралевая трубка 22X2); 4 - мягкое сиденье водителя 450X400;
5 - пульт дистанционного управления газом и реверсом мотора; 6 - стойка
штурвала (собрать из досок, 6 = 8-МО); 7 - сетка для хранения одежды; 8
- носовой кнехт из трубы 60X2; 9 - настил коек (доски, 6 = 12, или
фанера, б = 4-=-6); 10 - пайолы в рубке (доска 12X80); 11 - пайолы в
кокпите (доска 12 X 80); 12 - бензобак емкостью 20 л; 13 - откидной
столик; 14 - сиденье (внизу рундук); 15 - штырь для крепления дуг тента;
16 - поролоновый матрац; 17 - киповая планка; 18 - ножной леер
22X60X850; 19 - леер на рубке 22X80X 100; 20 -бортовой отличительный
огонь; 21 - кормовой кнехт из трубы 40X2.
Отметим, что на "Белухе" можно установить и какой-либо не слишком
тяжелый стационарный двигатель мощностью от 12 до 30 л. е., например
СM-557J1 или автомобилей "Шкода", "Запорожец", "Москвич". Но в этом
случае, очевидно, придется отказаться от рубки, дающей лодке столько
преимуществ (или сделать ее совсем короткой). Двигатель необходимо
устанавливать ближе к середине длины лодки, чтобы избежать
нежелательного дифферента на корму.
Из характерных особенностей проекта стоит еще упомянуть о
киле-стабилизаторе. Это весьма полезная деталь на любой лодке для
открытой воды. Киль препятствует боковому сносу при сильном ветре,
облегчает управлениепри ходе под углом к
волне и в известной степени умеряет бортовую качку. При подходе к берегу
корпус касается грунта сначала пяткой киля, чем обеспечивается защита
подводной части мотора и днища. Наконец, на окованном стальной полосой
киле лодку можно вытаскивать на берег, не опасаясь, что будет ободрана
обшивка днища.
Тем, кто решит строить "Белуху", советуем внимательно прочитать материал
о постройке катера "Тюлень".
Для обшивки корпуса (рис. 231) нужно запастись сосновыми, еловыми или
кедровыми рейками толщиной 18-20 мм и шириной 35-60 мм. Для изготовления
деталей шпангоутов и бимсов потребуются сосновые или еловые доски
толщиной 25-28 мм. Если удастся достать обрезки дубовых или ясеневых
досок, толщину деталей набора можно уменьшить до 20 мм. Детали шпангоута
стыкуются на накладках, выпиленных из досок той же толщины, что и
основные заготовки, или из толстой фанеры. Понадобится еще несколько
дюймовых досок для изготовления киля и привальных брусьев, полудюймовые
доски для настила палубы и крыши рубки. Разумеется применение фанеры и
клея намного упростит работу. Фанерную палубу можно сделать толщиной 6-8
мм, крышу рубки - толщиной 5-6 мм.
Независимо от способа постройки, начинать надо с разметки на фанере или
на бумаге очертаний всех шпангоутов и обвода форштевня в натуральную
величину (не забудьте вычесть толщину обшивки!). Переноситьочертания
шпангоутов на материал проще, если плаз бумажный. Для этого достаточно
подложить доску под бумагу и проколоть шилом ряд точек по размеченной
линии наружного контура шпангоута. От полученной на заготовке кривой
необходимо отложить ширину шпангоута для построения параллельной линии
внутреннего контура и вырезать в чистый размер. Уложить детали снова на
плаз и соединить их с помощью накладок50на гвоздях-заклепках и на клею (желательно).
При окончательной сборке обеих половин шпангоутов верхние их концы
соединить шергень-планками на одинаковом уровне (600 мм) от основной
линии. Этот уровень будет контрольным при общей сборке корпуса на
стапеле.
При постройке корпуса на гнутых шпангоутах придется изготовлять жесткие
лекала по тем же обводам, но без обработки по внутренней кромке (см. рис.
63).
Транец необходимо сразу собрать вместе с подмоторной доской и зашивкой,
поставив на место стойки 62.
Корпус "Белухи" удобнее всего собирать вверх килем: так легче закреплять
обшивку на плоском днище. Если же будет решено собирать лодку в
нормальном положении - килем вниз, нужно заранее позаботиться о
достаточной (не менее 600 мм от пола) высоте стапеля. Оба способа
довольно подробно описаны в главе 2. Напомним только, что, тщательно
выверив положение шпангоутов, транца и форштевня, снаружи огибают
выставленный набор несколькими рейками - рыбинами, которые раскрепляют
шпангоуты или лекала и придают набору необходимую для работ по обшивке
корпуса жесткость. Изнутри верхние концы шпангоутов соединяют
привальными брусьями 26, проходящими на 40 мм ниже отметки линии борта.
Полубимсы 49 и бимсы устанавливают в корпус уже после его обшивки (и
приклепывания гнутых шпангоутов, если, конечно, применены они).
Заготовки для гнутых шпангоутов вырезают из дубовых или ясеневых реек
сечением 16 X ХЗО мм и длиной 1,4 м. Можно применить и тонкие еловые
стволы (желательно из свеже-срубленных деревьев), распилив их вдоль.
Многих начинающих судостроителей отпугивает необходимость распаривания
заготовок перед постановкой гнутых шпангоутов в корпус. Простое
приспособление, сделанное из полутораметрового обрезка стальной трубы
диаметром 60-80 мм, решает проблему.
Прежде чем ставить шпангоуты (распаренные до требующейся .эластичности),
изнутри на обшивке намечают их положение и сверлят отверстия для гвоздей,
которые вставляют снаружи корпуса таким образом, чтобы их концы внутри
не выступали над поверхностью обшивки. После установки шпангоутов на
место, их прижимают к обшивке, вбивают в них гвозди и расклепывают или
же загибают их концы. При хорошем распаривании, особенно если слои в
заготовке расположены параллельно поверхности обшивки, гвозди не должны
раскалывать шпангоуты. На худой конец, в шпангоутах можно просверлить
отверстия под гвозди.
Когда шпангоуты поставлены, борта надо раскрепить распорками, а потом
уже снимать лекала. Внутренние привальные брусья при этом способе
постройки ставят после того, как все лекала уже заменены шпангоутами. Не
исключен и вариант, когда в наборе будут и гнутые и натесные шпангоуты;
последние выполняют также и роль лекал.
При сокращенной до 300 мм шпации можно применить обшивку вгладь из досок
толщиной 16 мм, а при обшивке кромка на кромку - толщиной 13 мм.
Палубу и крышу рубки желательно покрыть сверху парусиной на густотертой
краске или шпаклевке. Здесь доски под действием солнца и дождя будут
рассыхаться, и только подобное покрытие спасет от появления течи в
ненастную погоду. Края парусины необходимо загнуть на комингсы рубки и
на борта и прижать их буртиком 52 и штапиками 48 и 53.
Кормовая ниша под мотор выполняется водонепроницаемой, из фанеры или
кровельного железа; для слива из нее воды в транце нужно сделать
отверстия.
Оборудование лодки каждый владелец может выбрать по своему вкусу и с
учетом назначения судна. В прогулочном варианте, например, советуем
сделать небольшой откидной столик в кормовой части кокпита. В опущенном
вниз положении он будет закрывать пространство под нишей. Конструкцию
всех деталей тента можно заимствовать из главы 3. В одном из рундуков
кокпита нетрудно устроить из оцинкованного железа рыбный ящик.
Рис. 231. Конструкция корпуса: а - вид сбоку и
план; б - сечения по шпангоутам.