Авиатехника, Железнодорожная техника, Автотехника, Водная техника, Космическая техника, Военная техника, Сельскохозяйственная техника, Бытовая техника, Радиоэлектроника, Электрика, Энергетика, Механика, Мебель своими руками, Строительство, Ремонт, Приусадебное хозяйство, Инструменты, Полезные советы, Конструктор-конструктору, Технические статьи, Исторические хроники, Неопознанное, Из области фантастики, Полезные ссылки, Обмен ссылками, Размещение статей, рекламы
 

 
Лодку, катер, яхту своими руками, советы и чертежи, Пятнадцать проектов водных судов, гребных лодок, моторных лодок, катеров, яхт, как построить водное судно и спустить на воду

Все о конструировании, в помощь конструктору, советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества

Лодку, катер, яхту своими руками, советы и чертежи, Пятнадцать проектов водных судов, гребных лодок, моторных лодок, катеров, яхт, как построить водное судно и спустить на воду

Дата создания сайта: 24/02/2013
Дата обновления главной страницы: 10.06.2015 13:40

Лодку, катер, яхту своими руками, советы и чертежи  

Авиатехника
Железнодорожная техника
Автотехника
Водная техника
Космическая техника
Военная техника
Сельскохозяйственная техника
Бытовая техника
Для братьев наших меньших
Радиоэлектроника
Электрика
Энергетика
Механика
Мебель своими руками
Строительство
Ремонт своими руками
Приусадебное хозяйство
Инструменты
Полезные советы
Конструктор-конструктору
Технические статьи
Исторические хроники
Неопознанное
Из области фантастики
Полезные ссылки
Энциклопедия юного техника
Жизнь замечательных людей
Картины современной физики
Фокусы, секреты иллюзии

Размещение статей, реклама
Обмен ссылками

Конструирование своими руками, все для конструирования, из жизни конструктора, конструирование техники, из истории техники, детские конструкторы, полезные советы, технологические советы, работа с интсрументом, фантастические проекты, макеты техники, военная техника, достижения Российских конструкторов, ремонт своими руками, как сделать мебель, приборы своими руками, макеты кораблей, макеты самолетов, макеты автомобилей, чертежи, развертка, кострукторское бюро, все для юного техника, действующие модели, станки, работа на станках, слесарный иструмент, токарный инструмен, ремонт своими руками, ремонтируем сами, планировка и строительство, из области фантастики, техника для тебя.
 
 Наши партнеры  

Конструирование своими руками, все для конструирования, из жизни конструктора, конструирование техники, из истории техники, детские конструкторы, полезные советы, технологические советы, работа с интсрументом, фантастические проекты, макеты техники, военная техника, достижения Российских конструкторов, ремонт своими руками, как сделать мебель, приборы своими руками, макеты кораблей, макеты самолетов, макеты автомобилей, чертежи, развертка, кострукторское бюро, все для юного техника, действующие модели, станки, работа на станках, слесарный иструмент, токарный инструмен, ремонт своими руками, ремонтируем сами, планировка и строительство, из области фантастики, техника для тебя. Производим автошампуни для ручной и бесконтактной мойки автотранспорта, жидкие мыла, в т.ч. антибактериальные, средства для мытья посуды, уборки помещений, для ультразвуковой очистки деталей в ультразвуковых ваннах, моющие средства для наружной обмывки и внутренней уборки пассажирских железнодорожных вагонов, разрешенные к применению ВНИИЖТ на железнодорожном транспорте Качественное продвижение вашего сайта, быстрый рост ТИЦ и PR, регистрация сайтов в каталогах, размещение статей, рассылка объявлений на доски, email рассылки, рассылка электронных писем, регистрация предприятий в каталогах фирм, прогон сайтов по форумам, прогон по доскам объявлений, широкий выбор емаил рассылок, добавление ваших сайтов в поисковые системы Теория ультразвуковых колебаний, ультразвук на службе автолюбителей, ультразвуковые методы обработки, ультразвуковая очистка, ультразвуковая диагностика,купить ультразвуковые ванны в Саратове, технологии ультразвуковой очистки деталей в ультразвуковых ваннах, очистка форсунок инжекторов, моющие  и чистящие средства для ультразвуковой очистки в широком ассортименте, кислотные, щелочные, нейтральные моющие средства для ультразвуковых ванн и очистки купить в Саратове от производителя с доставкой в любые города России, тестовые жидкости для тестирования форсунок бензиновых и дизельных ДВС на производительность

Статистика Yаndеx   Яндекс.Метрика
Статистика Livеintеrnеt

 

 

 

Катер "Суперкосатка"

Основные данные

Длина -  5,2 м

Ширина наибольшая - 2,00 м

 по скуле - 1,80 м

Высота борта на миделе - 0,90 м

Угол внешней килеватости днища на транце - 17"

Водоизмещение при осадке по скулу (Г = 0,24 м) - 0,75 м3

Пассажировместимость - 6 чел.

Вес катера порожнем:

вариант 2 с двумя моторами "Вихрь" - 390 кг

вариант 1 с двигателем "М-21" 480 кг

Скорость при полезной нагрузке 200 кг:

вариант 2 с двумя моторами "Вихрь"- 38 км/час

вариант 1 с двигателем 60 л. с. 43 км/час

В проекте "Суперкосатки" (рис. 232) развиты основные конструктивные положения, проверенные на открытой моторной лодке "Косатка". В частности, применены те же обводы типа "моногедрон" с повышенной килеватостью днища (17° на транце), обеспечивающие глиссирование с умеренными динамическими перегрузками на волне высотой до 1 м. Размеры корпуса увеличены, с тем чтобы можно было установить стационарный двигатель и оборудовать небольшую каюту. В то же время длина ограничена 5,2 м, чтобы не увеличивать чрезмерно вес корпуса и в результате получить достаточно высокую скорость при установке двух подвесных моторов мощностью по 20-30 л. с.

На основе этого проекта можно построить три варианта катера:

1) открытый прогулочный, оборудованный легким (матерчатым) откидным тентом;

2) "дневной крейсер" с маленькой носовой каютой на две койки;

3) катер с увеличенной рубкой.

Конечно, в случае установки стационарного

двигателя кокпит каютного катера получится тесноватым. Однако, если удастся использовать угловой редуктор или, что еще лучше, откидную поворотную колонку, то четыре сиденья в нем разместятся без труда. Экономию места в кокпите дает и закрытие двигателя звукоизолирующим капотом, вместо выгораживания моторного отсека по всей ширине катера. Для 3-го варианта (с увеличенной рубкой при стационарном двигателе) выходом из положения может быть установка сдвижной рубки, примененной на катере "Тайфун" конструкции Червинского (см. "Катера и яхты", № 4, 1965).

Номинальную скорость "Суперкосатка" будет развивать и на волне до 0,5 м, не подвергаясь тяжелым ударам о воду; ее можно уверенно эксплуатировать в водохранилищах и в прибрежной зоне моря при ветре 5-6 баллов и на волне высотой 1-2 м, т. е. в таких условиях, когда быстроходные на тихой воде катера с плоским днищем редко применяются. В то же время при хорошем качестве постройки и правильном подборе гребного винта "Суперкосатка" не уступит некоторым плоскодонным катерам и на гладкой воде.

Рис. 232. Теоретический чертеж катера "Суперкосатка": а - проекции "Бок" и "Полуширота" , б - проекция "Корпус".

Рис. 232. Теоретический чертеж катера "Суперкосатка": а - проекции "Бок" и "Полуширота" , б - проекция "Корпус".

Рис. 232. Теоретический чертеж катера "Суперкосатка": а - проекции "Бок" и "Полуширота" , б - проекция "Корпус".

Чтобы отмыть днище лодки от водорослей воспользуйтесь моющим средством Фаворит-К для мойки днищ катеров и яхт

Таблица 22 Плазовые ординаты катера "Суперкосатка", мм (размеры даны по наружной обшивке)

Таблица 22 Плазовые ординаты катера <Суперкосатка>, мм (размеры даны по наружной обшивке)

"Суперкосатка" не является просто увеличенной копией своего прототипа. Некоторые изменения внесены в обводы корпуса. Прежде всего, уширена палуба в носовой оконечности, что позволило увеличить развал борта в носу для лучшего отражения брызг и встречной волны. Бортовым ветвям шпангоутов придана небольшая вогнутость (конечно, для упрощения обшивки корпуса фанерой топтимберсы могут быть выполнены и прямолинейными). Чтобы разместить койки в носовой каюте, форштевень сделан более крутым. Поскольку увеличенная ширина корпуса в достаточной мере обеспечивает остойчивость, можно было отказаться от наклонных участков на бортах у скулы в кормовой части. Три продольных редана, расположенные с каждого борта, дотянуты до

транца; средний редан начинается на форштевне, два других на 1-м шпангоуте.

При благоприятных обстоятельствах (небольшая нагрузка, хорошая отдача мощности двигателей, высокое качество обшивки днища) катер может перейти целиком на глиссирование на ближайших к скуле реданах. При этом за счет уменьшения смоченной поверхности днища скорость катера возрастает. Именно исходя из этого соображения расстояние от 3-го редана до скулы и между 3-м и 2-м реданами сделано меньше, чем расстояние между 2-м и 1-м реданами.

Несколько слов об особенностях разбивки теоретического чертежа (см. рис. 232). Обводы днищевых ветвей от 5-го шпангоута до транца строятся так же, как это описано в проекте моторной лодки "Косатка". Наметив на плазе по данным табл. 22 две точки линии скулы (ЛСк), необходимо через них провести горизонтальную линию и на ней отложить внутрь корпуса ширину брызгоотбойника В для данного шпангоута, также указанную в таблице. Полученную точку линии брызгоотбойника (ЛБр) надо соединить прямой линией с точкой линии киля (ЛК) на ОЛ; эта точка будет отстоять от ДП на 12,5 мм. Днищевые ветви 1-4-го шпангоутов имеют выпуклость, заданную на чертеже, стрелка которой откладывается посередине расстояний между точками линии брызгоотбойника ЛБр и линии киля ЛК-

Чертежи общего расположения варианта катера "дневной крейсер" с двумя подвесными моторами представлены на рис. 233. Для обшивки предусмотрена водостойкая фанера (для днища- 6 мм, для бортов - 5-6 мм). При установке стационарных двигателей мощностью свыше 60 л. с. можно использовать доски толщиной 12 мм на пазовых рейках. Семь шпангоутов и транец собирают из сосновых брусков на кницах и флорах из фанеры толщиной 6 мм. Кницы и флоры ставят на водостойком клею с обеих сторон шпангоута, пространство между ними заполняют вставками-сухарями из брусков.

Корпуса вариантов катера различаются только набором палубы, конструкцией транца и фундаментами под двигатель.

Конструктивный чертеж корпуса приведен на рис. 234.

Коротко о сборке отдельных узлов корпуса (рис. 235). Бортовые ветви 1-го шпангоута вырезают из широких досок и при сборке "фанеруют" - оклеивают с обеих сторон широкими флорами. Бимсовые кницы на 2-м шпангоуте (дет. 52) ставят по одной между шпангоутом и бимсом. Полубимсы (дет. 43) на 3-6-м шпангоутах крепят с одной стороны шпангоута заклепками диаметром 4-5 мм, так же как и бруски для опоры пайолов. Седьмой шпангоут собирают с учетом того, что впоследствии в бортовых нишах у транца придется устанавливать бензобаки.
 

Рис. 233. Общее расположение катера "Суперкосатка" - варианта "дневного крейсера" с двумя подвесными моторами. 1 - носовая утка; 2 - ветровое стекло; 3 - штурвал; 4 - коробка дистанционного управления газом-реверсом; 5 - дуги складного тента (труба 22X2); 6 - складное полумягкое сиденье водителя; 7 - подпалубная ниша -. полка для мелких пред-йеШ1 5 - рундук-си-денье с открывающейся верхней крышкой; 9 - тент; 10 - топливный бак на 55 л; 11 - кормовой рым-утка; 12 - подвесной мотор; 13 - горловина топливного бака; 14 - утка; 15 - койка; 16 - полка; 17 - киповая планка; 18 - бортовой отличительный огонь; 19 - крышка люка; 20 - ручка; 21 -i складное полумягкое сиденье пассажира.

Рис. 233. Общее расположение катера "Суперкосатка" - варианта "дневного крейсера" с двумя подвесными моторами. 1 - носовая утка; 2 - ветровое стекло; 3 - штурвал; 4 - коробка дистанционного управления газом-реверсом; 5 - дуги складного тента (труба 22X2); 6 - складное полумягкое сиденье водителя; 7 - подпалубная ниша -. полка для мелких пред-йеШ1 5 - рундук-си-денье с открывающейся верхней крышкой; 9 - тент; 10 - топливный бак на 55 л; 11 - кормовой рым-утка; 12 - подвесной мотор; 13 - горловина топливного бака; 14 - утка; 15 - койка; 16 - полка; 17 - киповая планка; 18 - бортовой отличительный огонь; 19 - крышка люка; 20 - ручка; 21 -i складное полумягкое сиденье пассажира.

Рис. 234. Конструктивный чертеж корпуса (продольный разрез, план, набор палубы и днища).

Рис. 234. Конструктивный чертеж корпуса (продольный разрез, план, набор палубы и днища). 1 - форштевень СОХ 340X 450 (склеить из трех досок по толщине); 2 - форштевень 75X 70 (склеен из восьми реек 10X 85X 1900; наружная рейка - дуб); 3 - киль 25X 100X 3900 (ко 2-му шпангоуту сузить до 75 мм); 4 - скуловой стрингер (склеить из двух реек 15X60); 5 - бортовой стрингер 15X35; 6 - боковые наклонные стенки рецесса 6X 700X 700; 7 - кница в ДП, 0 = 6; 8 - дно рецесса 6Х 500Х 1000; 9 - поперечная стенка рецесса 4X 350X 1200; 10 - декоративная раскладка 7X30; 11 - комингс 8X70; 12 - внутренняя зашивка комингса 3X 280X 1200; 13 - раскладка 8X22; Ч-. рейка 13X40; 15 - наружный комингс рубки 6X280; 16 - стойка 25X 40; 17 - бимс рубки 35X 30 (склеить из четырех реек 8X40); 18 - шельф 18X45X 750; 19 - шельф лобовой стенки рубки 18X45X750; 20 - стойка 40X 60X450; 21 - клин 40X 70X 750; 22 - палубный настил, б = 5+6; 23 - внутренний привальный бруо 22X50; 24 - бортовая обшивка, 6 = 6; 25 - брештук 40X 120X 300 (крепить к форштевню двумя болтами Мб)- 26 - мидельвейс 18X90X 1300; 27 - палубные стрингеры 18X 40X 1200; 28 -сухарь = 25; 29 - носовой карленгс 28X 40X950 (врезать в привальный брус, дет. 23); 30 - карленгс 28X40; 31 - сухарь, 6 = 25; 32 - транцевая кница 28X 160X 160; 33 -" палубный брусок 28X 40; 34 - рейка 25X25; 35 - рейка 28X40; 36 - отбойный брус 28X70X 1500 трапециевидного сечения; 37 - днищевой стрингер 15X55; 38 - брештук скуловых стрингеров 6X200X250; - рейка 25X25; 40 - рейка 25X25; 41 - штаник 15X15; 42 - крыша рубки, 6 = 5 -6.

Конструкция транца, прочность и жесткость которого проверена на "Косатке" при работе двух моторов суммарной мощностью 50 л. е., сохранена. Подмоторная доска надежно соединена с обвязкой транца при помощи фанерных книц. Жесткость конструкции обеспечивается продольными стенками подмоторной ниши и кницей на киле. Обшивку транца можно вырезать из 8-миллиметровой (или склеить из двух слоев 4-миллиметровой) бакелизированной фанеры.

Форштевень гнутоклеенной конструкции набирается из восьми реек. Верхнюю трапециевидную доску тоже лучше склеить из двух-трех досок: это гарантирует ее от растрескивания и деформаций в процессе эксплуатации катера. Внешний слой желательно сделать из дуба или ясеня.

Сборку корпуса осуществляют вверх килем. Скуловой брус склеивают на месте из двух реек по толщине: так его легче изогнуть в носовой части. Днищевые стрингеры должны совмещаться с продольными реданами, поэтому размечать вырезы для прохода стрингеров в шпангоутах нужно строго по данным таблицы плазовых ординат (см. табл. 22). Кромка стрингера, обращенная к борту, должна совпадать с теоретической линией (вертикальной кромкой) редана.

После установки продольного набора можно приступать к обшивке корпуса. В отступление от общепринятого порядка ее начинают с днища (обычно сначала обшивают борта), для того чтобы можно было на скуле получить широкий брызгоотбойник. После окончательной подгонки и крепления днищевых листов к скуловому стрингеру, на обшивку на клею и шурупах ставят накладку брызгоотбойника,

кромка которого малкуется до плотгего прилегания бортовых листов. Чтобы упростить работу по подтягиванию обшивки к набору в носовой части корпуса, листы фанеры лучше выкраивать таким образом, чтобы наружные слои ее располагались по диагонали, а не вдоль судна.

Когда обшивка будет полностью прикреплена к набору, корпус надо будет оклеить стеклотканью: днище - в два-три, борта - в один-два слоя. Затем на днище размечают места установки реданов и приклеивают их тем же связующим, которое было применено при оклейке корпуса, и проклепывают с днищевыми стрингерами медными заклепками диаметром 2-3 мм в шахматном порядке. Шурупы, особенно стальные, для этого соединения не рекомендуются, так как при сильных ударах о волну их может вырвать из древесины. Сверху реданы желательно оклеить в один-два слоя узкими полосами из тонкой стеклоткани (стеклосетки СЭ).

Снаружи от ударов борта защищают буртиками (наружными привальными брусьями) и отбойными брусьями, киль и форштевень - фальшкилем или металлической полосой-оковкой.

Корпус "Суперкосатки" с обшивкой из досок (рис. 236) на пазовых рейках неизбежно получается тяжелее фанерного; только поэтому дощатая конструкция не рекомендуется для варианта с подвесными моторами "Вихрь".

Конструкция набора при дощатой обшивке в основном та же, что и при фанерной. Не изменяется и количество шпангоутов. Благодаря использованию пазовых реек, связывающих смежные поясья обшивки по кромкам, можно применять сравнительно тонкие доски (на днище - 12 мм, на бортах - 10-11 мм) и совершенно отказаться от установки днищевых и бортовых стрингеров. Продольные реданы можно приклепывать непосредственно к доскам обшивки (медными заклепками).

Теперь коснемся оборудования катера. В носовой каюте "дневного крейсера" (см. рис. 233) устанавливают легкий настил для коек, пространство под которым между 1-м и 3-м шпангоутами можно использовать для хранения запасов, не боящихся влаги (например, консервов, бачка с питьевой водой). Не лишне изготовить щиток, которым можно будет закрывать на ночь вырез между койками, чтобы превратить их в широкую лежанку. На бортах между 1-м и 2-м шпангоутами закрепляют сетки для хранения береговой одежды, а на переборке - крючки.

Крышку люка рекомендуется сделать из плексигласа, тогда она будет одновременно служить и иллюминатором. Можно врезать иллюминаторы и в бортовые комингсы рубки или в один из трех щитков, которые вдвигаются в пазы на переборке. В этих щитках во всех случаях надо сделать жалюзи для вентиляции каюты (см. рис. 227).

Рис. 235. Сечения по шпангоутам.

Рис. 235. Сечения по шпангоутам.

1-42 - см. рис. 234; 43 - полубимс 22X110X210 на 3 -6-м шпангоутах; 44 - топтимберс 22X 60; 45 - скуловая кница (фанера, 6=6, с обеих сторон шпангоута); 46 - угольник 3X 40X 40, / = 50, для крепления киля и скуловых стрингеров к шпангоутам); 47 - флортимберс 22X 60; 48 - флор (фанера, 6 = 6, с обеих сторон шпангоута); 49 - продольные реданы (заготовка 25Х 50); 50 - днищевая обшивка, 6 = 8 (при оклейке тремя-четырьмя слоями стеклопластика допускается б = 6); 51 - накладка брызгоотбойника (набирается из отдельных реек на клею;); 52 - бимсовая кница, 6 = 6+8; 53 - буртик (дуб, ясень; заготовка 30X30); 54 - опора пайола 28X 40; 55 - стойка 28X40; 56 - бимс 22Х 150 1-го и 2-го шпангоутов; 57 - заполнитель флора, 6 = 22 (для всех шпангоутов); 53 - переборка, в = 4-5-5; 59 - бимс 20X 40; 60 - стойка 15X 35X900; 61 - ребро 25X 35X 550 (трапециевидное сечение); 62 - брусок банки 22X 35; 63 - комингс 22X 130X 540; 64 - полоса 2 X 52 X 250 (латунь, алюминий); 65 - наличник двери, образующий паз для задвижки щитков, 12X 55X1200; 66 - фанеровка, 6 = 4+6 (с обеих сторон); 67 - рейка 22X 35X 480; 68 - топтимберс 22Х 150X 950; 69 - кницы, 6 = 6; 70 '- полубимс 22X50X320; 71 - бимс 22X 60; 72 - брусок 22X 35X 1250; 73 - стойка 22X 35X 550; 74 - переборка, 6 =5+6; 75 - подмоторная доска ЗОХ 130Х X 1800; 76 - раскладка 8X 38X 550 (дуб, ясень); 77 - транец, 6 = 7+8; 78 - стойка 40X 40; 79 - стойка 25X 70X 550.

Рис. 236. Конструкция корпуса с обшивкой из досок.

Рис. 236. Конструкция корпуса с обшивкой из досок. 1 - фальшкиль 30X25; 2 - киль 28Х 100; 3 - обшивка днища (доска 12Х 120); 4 - пазовые рейки 10X35; 5 - скуловой стрингер 30X60 (из двух реек длиной по 15 мм); 6 - доска обшивки борта 10Х 120; 7 - привальный брус 22X40; 8 - буртик трапециевидного сечения (заготовка 30X 30); 9 - настил палубы из досок 12Х 120 (покрыть парусиной под буртик 8 и комингс 11); 10 - карленгс 28X 40; 11 - комингс 8X80; 12 - топтимберс 22X60; 13 - скуловая кница из фанеры, б = 5 -f-6 (с двух сторон); 14 - угольник-коротыш 3X40X40; 15 - флортимберс 22X60; 16 - флор (фанера, 6 = 6, или доска, Ь = 22, с одной стороны). Основные крепления. Днищевая обшивка к килю, бортовая к скуловому стрингеру крепятся на медных гвоздях-заклепках 0 2,5; обшивка к пазовым рейкам - на заклепках с шагом 75 по кромкам обоих смежных поясьев; обшивка днища к скуловому стрингеру - на шурупах 4X40 с шагом 40 - 50; пазовые рейки к шпангоутам - шурупами 5Х 50 по одному в рейку; киль, скуловой стрингер и внутренний привальный брус к шпангоутам - болтами М6Х40 через угольник-коротыш.

В кокпите устанавливают два складных полумягких сиденья. Сиденье водителя нужно прикрепить к борту на прочных петлях таким образом, чтобы оно опускалось вниз (к борту), когда в нем не будет необходимости. В рабочем положении сиденье должно опираться на откидные ножки из дюралевых трубок, которые при складывании сиденья поджимались бы к его нижней поверхности. Спинку устраивают на шарнирах, чтобы ее можно было откинуть вперед вдоль борта. Делается это для того, чтобы сложенное сиденье не мешало водителю управлять катером стоя.

В кормовой части кокпита оборудуют два невысоких рундучка, которые служат продольными банками. В одном из рундучков можно разместить портативный камбуз, посуду и прочую утварь, другой использовать для хранения спасательных приборов, непромокаемой одежды и спальных мешков. По бортам нетрудно сделать небольшие подпалубные полочки для хранения мелких предметов, которые должны быть всегда под рукой.

Бортовые ниши у подмоторного ящика (рецесса) используют для размещения бензобаков. Емкость каждого из них получается около 55 л. Этого достаточно для непрерывного хода на полных оборотах моторов "Вихрь" примерно в течение 5 час. Бензобаки следует надежно прикрепить к набору корпуса. Заливную горловину с резьбовой пробкой и воздушную трубку необходимо вывести на палубу,

чтобы исключить возможность попадания горючего, разливающегося при заправке, в катер. В случае необходимости иметь дополнительный запас топлива, под пайолами кокпита между 5-м и 6-м шпангоутами могут быть размещены два плоских бака емкостью около 40 л.

Ветровое стекло вырезают из органического стекла толщиной 6-8 мм. Жесткое обрамление изготовляют из дюралевого угольника 20x20x2,5 мм или из латунной полосы. К верхней кромке рамки приделывают штырьки или крючки для крепления носового края откидного съемного тента.

Рассмотренный вариант "Суперкосатки" - "дневного крейсера" с низкой (1,1 м) и короткой рубкой-убежищем может не подойти любителям, плавающим в районах, где большую часть времени приходится проводить в каюте или под тентом. Конструкция корпуса "Суперкосатки" с увеличенной рубкой (рис. 237) позволяет оборудовать в ней и более просторную, удобную каюту, в которой можно разместить койки нормальной длины, платяной шкаф, складной столик.Длина каюты увеличивается на 0,6 м за счет перемещения кормовой переборки на шпацию в корму - на 5-й шпангоут. Рекомендуемые размеры увеличенной рубки, при которых она еще не портит внешний вид катера, указаны на рисунке.

Погибь крыши не должна быть слишком большой: сравнительно плоская крыша лучше сочетается с плоскими, угловатыми формами рубки. Накладка из доски толщиной 15-20 мм на верхней кромке комингса выполняет декоративную роль - получающийся выступ скрадывает высоту рубки. Узел соединения рубки с палубой выполняется так же, как и в первом варианте.

Кокпит при сохранении моторного рецесса (речь идет о варианте с подвесными моторами) получится очень небольшим, самое неприятное, что длина его будет уже недостаточной для дополнительного размещения в нем на ночлег двух человек. Выход может быть найден в установке на транце кронштейна для подвесных моторов. Вес обоих моторов составляет около 100 кг, поэтому, вынося их на кронштейн, необходимо позаботиться о перемещении вперед центра тяжести катера во избежание слишком кормовой центровки. В частности, следует основные топливные баки расположить под пайолами в шпации 5-6-го шпангоутов, а наиболее тяжелые предметы снаряжения и запасы продуктов разместить в носовой части каюты. Выход судна на режим глиссирования облегчают и регулируемые транцевые плиты (рис.238). Угол атаки этих плит (отклонение вниз от плоскостей днища) устанавливается в зависимости от нагрузки катера и вида ее распределения: чем больше нагрузка катера и чем дальше в корму расположен центр тяжести, тем больший угол атаки придают плите. Оптимальное отклонение плит определяют уже опытным путем, при испытаниях катера, но нужно отметить, что максимальный угол атаки обычно не превышает 5°.

Рис. 237. Вариант "Суперкосатки" с увеличенной рубкой.

Рис. 237. Вариант "Суперкосатки" с увеличенной рубкой.

Кронштейн (рис. 239) изготовляют с таким расчетом, чтобы моторы могли свободно откидываться вверх. Для уменьшения вылета крон* штейна рекомендуется сделать вырез в верхней кромке транца; размеры (см. рис. 241) указаны с учетом такого выреза. Боковые кницы кронштейна 3 (рис. 239) (проще всего сделать их сварными) собирают из стальных или алюминиевых угольников с полкой не менее 40 мм. Поддон может быть фанерным или из дюралюминиевого листа толщиной 1,5-2 мм и служит элементом, придающим жесткость конструкции, поэтому нужно надежно прикрепить его к подмоторной доске, транцу и боковым кницам.

По высоте кронштейн устанавливают так, чтобы антикавитационные плиты моторов располагались ниже поверхности днища на 10- 15 мм. Кницы кронштейна крепят к транцу сквозными болтами М10 или М12, проходящими через вертикальные стойки транца, показанные на рис. 241.

При установке моторов на кронштейне кокпит получается сравнительно просторным; дополнительные спальные места оборудуются на уровне кормового сиденья.

При установке автомобильного двигателя (напомним, что его мощность с учетом конверсии не должна быть менее 40 л. с.) также не потребуется существенных изменений в конструкции корпуса (рис. 240). Необходимо лишь установить в корме (в районе 5-й шпангоут - транец) продольные балки фундамента под двигатель и редуктор, предусмотреть вырезы во флорах кормовых шпангоутов под картер двигателя, соответствующим образом оформить вырез в палубе под кокпит.

Рис. 238. Транцевая плита левого борта. 1 - плита (легкий сплав или сталь, б = 2+2,5), 2 - упор регулируемой длины (труба 24Х 1,5 с приваренными по концам гайками М12 с правой и левой резьбой); 3 - обушок с резьбой М12 (на длине 30 мм); 4 - кронштейн; 5,6 - кронштейны шарнира; 7 - палец 0 8 4-10.

Рис. 238. Транцевая плита левого борта. 1 - плита (легкий сплав или сталь, б = 2+2,5), 2 - упор регулируемой длины (труба 24Х 1,5 с приваренными по концам гайками М12 с правой и левой резьбой); 3 - обушок с резьбой М12 (на длине 30 мм); 4 - кронштейн; 5,6 - кронштейны шарнира; 7 - палец 0 8 4-10.

Рис. 239. Конструкция кронштейна. 1 - транец; 2 - поддон (фанера, б = 6 4-8); 3 - кница, б = = 1,54-2; 4 - кронштейн - угольник 40X 40X4 (сталь или легкий сплав); 5, 8 - накладка 2X35 (сталь или алюминий); 6 - болт М10 или М8; 7 - подмоторная доска 35Х 1135Х X 900

Рис. 239. Конструкция кронштейна. 1 - транец; 2 - поддон (фанера, б = 6 4-8); 3 - кница, б = = 1,54-2; 4 - кронштейн - угольник 40X 40X4 (сталь или легкий сплав); 5, 8 - накладка 2X35 (сталь или алюминий); 6 - болт М10 или М8; 7 - подмоторная доска 35Х 1135Х X 900

Сложнее решить вопросы, связанные непосредственно с конверсией двигателя, - оборудовать реверсивное устройство (задний ход) и охлаждение. Если не удастся достать специального углового реверсредуктора (напомним, что в торговую сеть эти устройства не поступают), можно использовать штатную коробку передач двигателя в сочетании с простейшим редуктором (см. стр. 104).

Для упрощения работ по центровке выходной вал двигателя соединяют с валом редуктора карданным валом-проставкой с двумя шарнирами (можно использовать карданный вал от автомобиля "Москвич"); с гребным валом редуктор соединяют через одинарный шарнир. Благодаря такому шарнирному соединению с гребным валом двигатель можно будет установить на амортизаторы, что снижает уровень шума и вибрацию, передаваемую на корпус.

Двигатель и коробку передач необходимо закрыть звукоизолирующим откидным капотом, изготовленным из негорючего материала (лучше из дюралюминия толщиной 0,8-1 мм). Изнутри капот обкладывают матами из рыхлого стекловолокна или из минеральной ваты толщиной 10-15 мм. Изоляция удерживается


на месте с помощью тонкого перфорированного алюминиевого листа. Конструкция капота должна позволять откидывать его к транцу, а при необходимости и снимать с петель. Воздухозаборники устраивают таким образом, чтобы шум из моторного отсека не распространялся- в кокпит. Удобнее всего прорезать воздухозаборники в бортовых стенках крышки ахтерпика (можно сделать ее откидывающейся в корму для свободного доступа к кормовой части двигателя).

Немного об оборудовании катера. Ветровое стекло рекомендуем выполнять с открывающейся - откидывающейся к борту на петлях - средней частью, что упрощает выход из кокпита на палубу и посадку пассажиров при подходе носом к берегу. Для этой же цели необходимо сделать подножку - ступеньку из трубчатой стойки под крайним бимсом носовой части палубы.

Мягкие сиденья несложно сделать раскладывающимися - превращаемыми на ночь в спальные места. Для этого спинки крепят к сиденьям на петлях, а к нижней поверхности кормового сиденья привинчивают дополнительную откидную опору. Потянув кормовое сиденье назад, можно раскинуть сиденья одного борта в койку. Разумеется, будет необходим какой-нибудь стопор, крепящий сиденья с поднятыми спинками (см. рис. 96).

В заключение совет тем, кто будет строить "Суперкосатку" с двумя моторами "Вихрь". Старайтесь всемерно облегчить корпус и оборудование. Больше внимания уделяйте отделке днища и реданов. Рекомендуем прошпаклевать днище за два-три раза и прошлифовать мелкой шкуркой.

Рис. 240. Общее расположение варианта катера со стационарным двигателем.  - киповая планка; 2 - носовая утка; 3 - полка; 4 - ветровое стекло; 5 - штурвал; 6 - подножка для выхода на палубу; 7 - рукоятка привода дроссельной заслонки карбюратора; 8 - привод реверса; 9 - сиденье, раскладываемое в койку; 10 - бортовая ниша - карман для снабжения; 11 - дуги складного тента (труба 22X2); 12 - звукоизолирующий капот; 13 -двигатель М-21; 14 - бимс (под спинками сидений зашить фанерой); 15 - крышка ахтерлюка; 16 - румпель; 17 - перо руля; 18 - гребной винт; 19 - кронштейн; 20 - гребной вал; 21 - дейдвудная труба; 22 - дюритовое соединение; 23 - дейдвудный сальник; 24 - карданный вал-проставка; 25 - редуктор; 26 - транцевая плита; 27 - открывающаяся часть стекла; 28 - резина; 29 - кормовое сиденье; 30 - откидной столик} 31 - заливная горловина топливного бака; 32 - топливный бак емкостью 40 л; 33 - швартовные утки.

Рис. 240. Общее расположение варианта катера со стационарным двигателем.  - киповая планка; 2 - носовая утка; 3 - полка; 4 - ветровое стекло; 5 - штурвал; 6 - подножка для выхода на палубу; 7 - рукоятка привода дроссельной заслонки карбюратора; 8 - привод реверса; 9 - сиденье, раскладываемое в койку; 10 - бортовая ниша - карман для снабжения; 11 - дуги складного тента (труба 22X2); 12 - звукоизолирующий капот; 13 -двигатель М-21; 14 - бимс (под спинками сидений зашить фанерой); 15 - крышка ахтерлюка; 16 - румпель; 17 - перо руля; 18 - гребной винт; 19 - кронштейн; 20 - гребной вал; 21 - дейдвудная труба; 22 - дюритовое соединение; 23 - дейдвудный сальник; 24 - карданный вал-проставка; 25 - редуктор; 26 - транцевая плита; 27 - открывающаяся часть стекла; 28 - резина; 29 - кормовое сиденье; 30 - откидной столик} 31 - заливная горловина топливного бака; 32 - топливный бак емкостью 40 л; 33 - швартовные утки.

Рис. 241. Конструкция транца для варианта с установкой подвесных моторов на кронштейне (слева) и для варианта со стационарным двигателем. 1 - 6DVCOK 25X65; 2 - бимс 25X75; 3 - декоративная ризонтальная кница 6X 150X 150; 12 - кронштейн флор, б = 6; 20 - заполнитель флора (б = 25 - для планка 8X25; 4 - кница; 5 - стойка 25X 75; 6- до- подвесных моторов; 13 - подкрепление выреза под транца, в = 22 - для шпангоута); 21 - болт Мб илеска в = 25- 7 - стойка 25X75; 8 - транец (фанера, румпель, в = 25; 14 - комингс ахтерлюка 10Х 120; М8; 22 - зашивка борта (фанера, б = 3-И); 23  кница сварная (сталь, б = 2,5); 15 - стойка 25X 100; 16 - стенка балки фундамента, лочка. 10 = накладка 2X35 (сталь или алюминий); И = го- б = 6; 17 = брусок 25X60; 18 - брусок 25X30; 19

Рис. 241. Конструкция транца для варианта с установкой подвесных моторов на кронштейне (слева) и для варианта со стационарным двигателем. 1 - 6DVCOK 25X65; 2 - бимс 25X75; 3 - декоративная ризонтальная кница 6X 150X 150; 12 - кронштейн флор, б = 6; 20 - заполнитель флора (б = 25 - для планка 8X25; 4 - кница; 5 - стойка 25X 75; 6- до- подвесных моторов; 13 - подкрепление выреза под транца, в = 22 - для шпангоута); 21 - болт Мб илеска в = 25- 7 - стойка 25X75; 8 - транец (фанера, румпель, в = 25; 14 - комингс ахтерлюка 10Х 120; М8; 22 - зашивка борта (фанера, б = 3-И); 23  кница сварная (сталь, б = 2,5); 15 - стойка 25X 100; 16 - стенка балки фундамента, лочка. 10 = накладка 2X35 (сталь или алюминий); И = го- б = 6; 17 = брусок 25X60; 18 - брусок 25X30; 19

 

 

Читать далее про то как построить лодку, катер, яхту

 

p.s. При копировании материалов и фотографий ссылка на сайт обязательна.

Саратов 2007-2015 г.

 

Автохимия для автомобиля

Автошампуни, бесконтактную активную пену купить в Москве, Ростове-на-Дону,  Саратове, Кирове, Самаре, Томске, Новосибирске с доставкой в регионы, активная пена купить, бесконтактная химия и пена от производителя

Большой выбор бесконтактной автохимии для автомоек

 
Автохимия для автомобиля

Автошампуни для прфессиональной ручной мойки от призводителя купить в Саратове с доставкой в регионы, как отмыть автомобиль ручным автошампунем, теория мойки автомобилей, как отмыть автомобиль и сделать ему химчистку

Автошампуни для профессиональной ручной мойки от призводителя

Автохимия для автомоек Технология бесконтактной мойки автомобилей, купить активную пену в Саратове, как отмыть активной пеной автомобиль, технология бесконтактной мойки автомобилей и грузовых машин

Технология бесконтактной мойки и моющие средства, активная пена

МСредства для вагонов Технология наружной обмывки пассажирских вагонов, как отмыть вагон от загрязнений, мойка подвижного состава, мойка локомотивов, купить моющие средства для наружной мойки вагонов

Как отмыть ЛКП пассажирского железнодорожного вагона

МСредства для вагонов Купить эффективные моющие средства для наружной обмывки пассажирских вагонов с атикором от производителя с разрешением ВНИИЖТ к применению на РЖД

Эффективные моющие средства для наружной обмывки вагонов

МСредства для вагонов

Как отмыть крышу пассажирского вагона, чем отмыть ЛКП пасажирского вагона, технология наружной мойки пассажирских вагонов

Моющие средства для мойки крыш железнодорожных вагонов

Химия для катеров Как отмыть днище катера от водорослей, ракушек, органических и известковых отложений, технология мойки катеров, яхт, лодок, купить моющие средства для катеров и лодок с доставкой, эффективные моющие средства для мойки катеров, технология отмывки днища катера от водорослей и зеленого налета, мойка пластиковых катеров, мойка алюминиевых катеров и лодок, специальная паста для мойки катеров

Мойка катеров, специальная химия для мойки катеров

Ультразвуковая очистка Ультразвуковая очистка деталей инструмента, хирургического инструмента, различных мелких деталей сложной конфигурации и сильно загрязненных, купить моющие средства для ультразвуковой очистки деталей

Моющие средства для ультразвуковой очистки деталей

Ультразвуковая очистка

Чистка монет и различных старинных изделий из бронзы, платины, меди, моющие средства для ультразвуковой очистки изделий из цветных металлов купить с доставкой в Саратове, кислотные моющие средства для ультразвуковой очистки изделий из металлов в ультразвуковой ванне

Моющие средства для ультразвуковой очистки старинных изделий из меди и бронзы

Ультразвуковая очистка Как восстановить старый картридж струйного принтера от засохших чернил, промывка и очистка сопел картриджа струйного принтера для заправки чернилами, мойка и промывка картриджей в ультразвуковой ванне, купить моющие средства для ультразвуковых ванн

Очистка картриджей струйных принтеров, моющие средства для УЗО

Ультразвуковая очистка Как очисткить печатные радиоэлектронные платы после монтажа от флюса, канифолного лака, канифоли, остатков травильных растворов в ультразвуковой ванне с помощью ультразвука и специализированных моющих средств, купить моющие средства для ультразвуковой очистки печатных плат

Печатных радиоэлектронных плат, радиодеталей, моющие редства для УЗО

Ультразвуковая очистка Ультразвуковая очистка деталей и изделий из силумина, алюминия и его сплавов в ультразвуковой ванне с помощью специализированных моющих средств для ультразвуковой очистки алюминия

Ультразвуковая очистка алюминиевых деталей и силумина, моющие средства для УЗО

Ультразвуковая очистка Как самостоятельно очистить форсунки инжектора автомобиля, очистка форсунок своими руками в гараже, ультразвуковая очистка форсунок, промывка форсунок, моющие и чистящие жидкости, промывочные жидкости для очистки форсунок в ультразвуковой ванне купить в Саратове с доставкой в регионы

форсунок инжекторов дизельных и бензиновых двигателей

Ультразвуковая очистка Тестирование форсунок на производительность тестовыми жидкостями на стендах, проверка форсунок на стедах тестирующими и тестовыми жидкостями, купить тестовые жидкости для стендов с доставкой

и тестирование форсунок на стендах, тестовые жидкости для форсунок

  

300 практических советов владельцам катеров и яхт   Теория постройки лодки и яхты, катера, материалы

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах  Управление судном, общая лоция, правила плавания, основы судовой речной практики

  На главную страницу


Авиатехника, Железнодорожная техника, Автотехника, Водная техника, Космическая техника, Военная техника, Сельскохозяйственная техника, Бытовая техника, Радиоэлектроника, Электрика, Энергетика, Механика, Мебель своими руками, Строительство, Ремонт, Приусадебное хозяйство, Инструменты, Полезные советы, Конструктор-конструктору, Технические статьи, Исторические хроники, Неопознанное, Из области фантастики, Полезные ссылки, Обмен ссылками, Размещение статей, рекламы
 


Смотрите также интересные ссылки:
Автохимия для авто  Мойка вагонов, разработки для железнодорожного транспорта и метрополитена  Бесконтактная мойка авто и транспорта  Средства для Ультразвука и ультразвуковых ванн   Дезинфицирующие средства