Черно-белое проявление и первая промывка. Черно-белое проявление -
наиболее ответственная операция при обработке цветных обращаемых пленок,
поэтому ей нужно уделять максимальное внимание и не допускать отклонений
в температурном режиме и характере перемешивания раствора. Изменением
времени черно-белого проявления можно частично компенсировать небольшие
ошибки в экспозиции, хотя прибегать к этому следует только в
исключительных случаях. Поправочные коэффициенты для времени
черно-белого проявления при стандартной температуре раствора даны в
табл.4.
Увеличением времени черно-белого проявления также компенсируют снижение
светочувствительности фотопленки в результате ее старения, если она
хранилась не в холодильнике. Поправочные коэффициенты даны в табл. 5.
Первая промывка, как и все последующие, проводится под
краном в проточной воде. Температура промывной воды не должна быть ниже
рекомендуемого предела. В противном случае возможно возникновение
ретикуляции (сморщивания) эмульсионных слоев. Струя воды из
водопроводного крана, направляемая в центральную часть катушки, не
должна быть сильной. При сильной струе условия промывки не улучшаются,
но возникает вероятность повреждения набухшей эмульсии.
Таблица 3Последовательность операций
и режимы обработки фотопленок разных типов
Примечание. Время черно-белого и цветного проявлений для пленок ЦО
указано на упаковке. Время первого проявления пленок "Орвохром": УТ-18 -
10 мин, УТ-21 - 11 мин, УТ-23 - 12 мин; УК-18 - 6 - 7 мин.
Таблица 4Значение поправочного
коэффициента при ошибке в экспозиции
Останавливающая ванна и вторая промывка. Точное
выдерживание температуры останавливающей ванны и продолжительности
обработки существенного значения не имеют. Нельзя только допускать
понижения температуры по сравнению с указанной, а также сокращать время
обработки. Некоторое повышение температуры и увеличение времени
нахождения пленки в останавливающей ванне изменить что-либо в цветовом
балансе изображения не могут. После завершения этой операции крышку
бачка открывают и все дальнейшие операции идут на свету.
Таблица 5. Зависимость значения поправочного коэффициента от
времени хранения пленки
Заметим, что вторая промывка производится в соответствии
с указанным режимом и особенностей не имеет. Может быть совмещена с
засветкой (вторым экспонированием) пленки.
Засветка или второе экспонирование. Засветку производят как
искусственным светом в соответствии с табл.3, так и естественным,
включая солнечный свет, так как спектральный состав света в данном
случае значения не имеет. Основное требование, предъявляемое к засветке,
- полная, "до конца" засветка всех слоев пленки. Следует знать, что "пересветить"
пленку нельзя, поскольку все непроэкспонированное при съемке и поэтому
непроявленное в ходе черно-белого проявления галогенное серебро во всех
трех слоях в процессе засветки должно быть проэкспонировано (засвечено)
полностью. Повторяем: избыточная засветка повредить изображению не
может, тогда как недостаточная приводит к полному браку, который
исправить нельзя!
Когда обработка пленки ведется в бачках с катушкой из непрозрачного
материала, ее осторожно сматывают со спирали и подвешивают с помощью
зажима к натянутой на достаточной высоте веревке. К нижнему .концу
пленки подвешивают груз (такой же зажим). Для этой цели подойдут и
бельевые прищепки. Груз предохранит пленку от самопроизвольного
скручивания, следствием которого будет повреждение эмульсионного слоя.
Засветку искусственным светом лучше всего производить перекальной
фотолампой в софите (мощность лампы - 275-300 Вт, расстояние до пленки -
не менее 0,5).
Лампу во время засветки непрерывно перемещают вверх и вниз по всей длине
пленки, так как задержка ее на одном месте может привести к оплавлению
эмульсии. Время засветки каждой стороны пленки - не менее 2,5-3 мин.
Если применяется бачок с катушкой из прозрачного полистирола, то
засветку лучше совместить с второй промывкой. Пленку в этом случае с
катушки не сматывают, а засветку ее ведут прямо на катушке под слоем
воды. Для этого катушку с пленкой помещают в эмалированную кастрюлю
таких размеров, чтобы вода покрывала катушку полностью, ставят кастрюлю
под кран и одновременно ведут засветку. Свет, отражаясь от белых стенок
кастрюли, равномерно засвечивает всю пленку. При такой засветке
исключается опасность оплавления эмульсионного слоя или его
механического повреждения
при разматывании и обратном сматывании пленки.
После засветки пленку, если она сматывалась с катушки, снова наматывают
на спираль и помещают в бачок для дальнейшей обработки.
Отметим,, что после этих операций пленка может быть высушена и убрана
для последующей обработки в более удобное время. Засветка естественным
светом особенностей не имеет. В любом случае она должна быть
достаточной.