Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и
стекляруса - низание - один из очень интересных, но малоизвестных видов
народного творчества.
Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира
широкой популярностью пользуются украшения из бисера и стекляруса,
пришедшие на смену примитивным украшениям из ракушек, камня, зубов и
позвонков животных, шариков из глины и семян растений.
Немного истории
Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и
другие ремесла из глубин истории, передаваясь из поколения в поколение.
Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известные еще в Древнем
Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего
Востока, Африки и Индии, Американского континента и островов Тихого
океана (Океания), Европы и Азии. Это эфиопские чале, индийские мала и
хар, кубинские кояр и гаргантыя, ангольские миссанга, болгарские,
румынские и молдавские гарданы и згарды, украинские герданы и сылянки,
словацкие нагрделники, русские гайтаны, цепочки и ож-релки, белорусские
пляцёнки и горлячки, таджикские гулубанд и фарал, узбекские зебигардан,
литовские карлинес и многие другие украшения. Разнообразные по форме,
названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они
свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и
мастерстве многих умельцев разных стран.
Дерево из бисера
Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или нескольку
одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до
старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли
украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и
мужского костюма.
На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны
у народов, населявших ее еще
в VI-V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь,
предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры -
древние славяне. Во времена Киевской Руси IX-XII вв. женщины и дети
носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета.
Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для
царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский
бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом,
добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Из
русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и
зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная с XVIII в. бисер,
ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали применять в
домашних рукоделиях и украшении народного костюма.
Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX -
начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и
Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и
Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины.
Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок,
косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и
поднизями, ряснами и позатыленями. Разные по форме и размерам,
орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность
одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей
- тысяч неизвестных самобытных мастериц.
Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до
30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали
бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую
проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы
создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные
растительные или зооморфные орнаменты.