Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
28.02.2015 00:05
Изобретаем веломобиль, как сделать
веломобиль своими руками
Спортивный веломобиль "МАДИ"
Спроектирован и построен студентами Московского автодорожного
института под руководством профессора А. Н. Нарбута.
Масса машины 63,5 кг. Несмотря на большую массу веломобиль развивает
скорость до 70 км/ч. Такая скорость достигается за счет полулежачей
посадки водителя в кресле, а также благодаря хорошей аэродинамике
обтекаемого кузова. В качестве задней части кузова служит
стеклопластиковая кабина планера, передняя часть - самодельная с
прозрачным откидным фонарем. В полу кабины сделаны вырезы под
управляемое колесо и цепную передачу. В конструкции
веломобиля использованы три колеса от спортивного велосипеда. Переднее
рулевое колесо размещено под кузовом, задние ведущие - снаружи. Центр
тяжести смещен к задней оси, на которую приходится около 70% массы
веломобиля.
Пластиковое кресло состоит из спинки с заголовником и сиденья, которые
легко снимаются, например, для осмотра трансмиссии.
Рама собрана с помощью газосварки из деталей
велосипеда "Спутник".
Передняя вилка оставлена без изменений. К рулевой втулке с боков
приварены
горизонтальные трубки для крепления к корпусу.
Нижняя балка рамы, соединяющая рулевую колонку с кареткой, усилена
отрезком трубы такого же диаметра. От каретки отходит
150-миллиметровый кусок рамы, сохраненный для установки на нем переднего
переключателя передач.
Ниже педалей помещена вилка заднего колеса, на конце которой
закреплен механизм переключения передач. Для большей жесткости перья
вилки примерно посередине соединены распоркой. От нее назад идут
протыкающие стенки кабины подкосы, к которым приварены обоймы
подшипников, тяги крепления задней части кабины и дуга жесткости. Раму с
кабиной соединяют также поперечины. Они отходят от задней вилки и,
повторяя изгиб бортов кабины, прилегают к ним. Поперечины приклеены к
корпусу полосками стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем.
Трансмиссия выполнена в виде двойной цепной передачи велосипедного типа.
В ее передней ветви использованы педали, большая ведущая звездочка,
втулка заднего колеса, обгонная муфта с "пятерником" (набором из пяти
звездочек) от спортивного велосипеда. Втулка с муфтой отличаются тем,
что к ее левому фланцу приварена еще одна ведущая звездочка с 28 зубьями
для привода второй ветви трансмиссии.
Малая ведущая звездочка на педальном узле в 32 зуба взята от "Орленка".
Ее посадочное отверстие расточено под вал каретки, а в теле просверлено
пять отверстий под болты крепления к большой звездочке. Это расширило
диапазон передач от 0,137 до 0,375 и, следовательно, облегчило трогание
с места и движение в гору.
Несмотря на большую разницу в размерах ведущих звездочек - 51 и 32
зуба, передний переключатель передач работает достаточно надежно.
Сзади установили переключатель типа "дерайер". Таким образом,
трансмиссия имеет десять передач с расширенным диапазоном.
Задняя ветвь привода представляет собой устройство для передачи
крутящего момента с ведущей звездочки механизма переключения передач на
ведомую звездочку ходового вала с 14 зубьями. Эта ветвь имеет роликовый
натяжитель.
Наиболее ответственные детали ходового вала взяты готовыми от
велосипедов. Сам вал представляет собой пустотелую трубу, на которой
закреплена ведомая звездочка и ступицы колес. Труба вращается в
запрессованных обоймах
подшипников дорожных велосипедов. Обгонная муфта служит в качестве
дифференциала.
На рулевой колонке закреплен управляющий рычаг с длинной рулевой тягой.
Особое внимание было уделено устранению люфтов в соединениях.
На переднем колесе имеется велосипедный тормоз клещевого типа.
Рекомендуется установка таких же тормозов на задние колеса.
Веломобиль "МАДИ" отличается хорошими эксплуатационными качествами,
устойчивостью и управляемостью. По сравнению с другими спортивными
машинами он довольно прост конструктивно. Его габаритные размеры и
подробности конструкции приведены на рис. 38-40.